Культура: традиции и современность Дании. Культура Дании. Традиции Дании. Кухня Дании Датский женский национальный костюм

Дания (Danmark) - государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия и на Датском архипелаге.

Дания вступила в 19 век как метрополия мини-империи, в состав которой входили также Норвегия с принадлежавшими ей заморскими владениями - Исландией, Гренландией и Фарерскими островами и северо-германскими герцогствами Шлезвигом и Гольштейном.

В этом государстве был с 17 в. установлен своеобразный «конституционный» абсолютизм, так как всевластье короля определялось «Королевским законом». С 1766 по 1808 гг. на троне сидел душевнобольной Кристиан VII, за которого с 1784 г. управлял его сын принц Фредерик, опиравшийся поначалу на группу просвещенных аристократов и проведший ряд реформ.

С 1808 по 1839 гг. он правил как король Фредерик VI. В первый период наполеоновских войн Дания старалась проводить политику нейтралитета, но нападение британского флота на Копенгаген в августе-сентябре 1807 г. побудило ее стать союзницей Наполеона, объявить войну Великобритании и присоединиться к континентальной блокаде. Следование в фарватере наполеоновской политики привело Данию к войне на стороне Франции в 1813 г., вторжению в Гольштейн в декабре Северной армии союзников во главе со шведским наследным принцем Карлом Юханом. После непродолжительных переговоров в г. Киль 14 января 1814 г. был заключен мирный договор со Швецией, по которому Норвегия перешла к шведскому королю.

С 1814 г. в Дании введено всеобщее обязательное образование.

В 1830-х гг. в стране усилилось либерально-демократическое движение, требовавшее реформ. С 1831 г. стали созывать законосовещательные региональные сословные собрания представителей. Появилась либеральная пресса. В герцогствах рос немецкий национализм, стремившийся к более тесному сближению с Германий. В противовес возникло национал-либеральное движение, выступавшее за раздел Шлезвига, в северных районах которого население было датскоязычным, и присоединение его к Дании. В интеллектуальных кругах были популярны идеи скандинавизма. Правительство отстаивало линию на поддержание статус кво. Обострение этих противоречий привело к серьезному кризису в кон. 1840-х гг. Революционная волна 1848 г. захлестнула и Данию, где пал абсолютизм, было созвано Учредительное собрание, принявшее довольно либеральную конституцию. Власть короны была существенно ограничена. К власти пришли национал-либералы. Однако национальный подъем в герцогствах привел к восстанию против датчан и войне Дании с Пруссией и другими германскими государствами в 1848-1850 гг. Данию поддержали российский император Николай I, а также Швеция - Норвегия. На шлезвиг-гольштинский национальный кризис наложилась и нерешенность династического вопроса, так как во главе немецкого движения встала средняя ветвь правившего в Дании дома Ольденбургов - Августенбурги. При посредничестве Великобритании была сделана попытка урегулировать эти вопросы мирным путем, однако в 1863 г. последовал новый кризис, вызвавший войну Дании с Пруссией и Австрией. Датчане потерпели поражение, результатом была и утрата герцогств. Под власть Германии попали и 200 тыс. датчан, живших в Северном Шлезвиге. Национал-либералы надолго утратили популярность.

Центр Копенгагена 19 век

Дания сумела довольно быстро залечить раны, нанесенные войной. Экономически Дания переживала процесс промышленной революции и индустриализации, структурных перемен в сельском хозяйстве, переориентированном с производства зерна на мясомолочную направленность, когда основой аграрного сектора стали зажиточные крестьяне-землевладельцы, они часто объединялись в кооперативы. В политическом отношении шла довольно жесткая борьба между консерваторами (партия «Хёйре» - правая) и либералами («Венстре» - левая, затем с 1895 г. «Радикальные Венстре») за демократизацию и введение парламентской ответственности правительства. Поддерживавшееся королем консервативное правительство возглавлял с 1875 по 1894 гг. богатый помещик Я. Эструп, тогда как в парламенте перевес был у «Венстре». В 1876 г. возникла Социал-демократическая партия, опиравшаяся на растущий рабочий класс. Появились профсоюзы, в 1898 г. было создано Центральное объединение профсоюзов Дании. Усиление левых сил привело в 1901 г. к формированию ответственного перед парламентом правительства «Радикальных Венстре».

Датский язык относится к северной ветви германской группы языков и имеет большое сходство с другими скандинавскими языками. Среди самых знаменитых датских писателей можно назвать Ганса Христиана Андерсена, чьи сказки были переведены на такое количество языков, с которым не может сравниться ни одна другая книга, за исключением Библии; теолога и философа Сёрена Киркегаарда, предшественника современных экзистенциалистов; и Карена Бликсена, автора "Из Африки" и "Праздник Бабетты". Питер Хёг, прославившийся своим романом "Снежное чувство Смиллы", - самый выдающийся современный датский писатель.

Самый известный во всем мире датский кинорежиссер - Карл Дрейер (1889-1968). Дрейер снял множество фильмов, в том числе и свой шедевр "Страсти по Жанне д"Арк", признанный во всем мире благодаря своему богатому визуальному ряду и новаторскому использованию крупных планов. В последние годы датский кинематограф привлек к себе внимание замечательным фильмом "Праздник Бабетты", а также киноверсией романа датского писателя Мартина Андерсена Нексё "Пелле - завоеватель", снятого режиссером Билле Августом. Ведущим кинорежиссером нового тысячелетия является Ларс фон Триер, чьи фильмы "Разбивая волны" и "Танцующая в темноте" получили призы на Международном Каннском фестивале; последний получил Большую Пальмовую Ветвь, главный приз фестиваля в 2000 году.

Карл Нильсен, знаменитый датский композитор, написал более 100 произведений, от струнных квартетов до оперы; он является автором совершенно изумительного произведения для хорового исполнения "Весна на Фюн" (остров Фюн - родина композитора); концерта для кларнета, по некоторым отзывам, самого лучшего в 20 веке; и шести симфоний, самые известные - Четвертая, "Неугасаемая", и Пятая, с её почти невротическим барабанным боем. Королевский Балет Дании, выступающий в Королевском Театре Копенгагена с осени до весны, считается одним из лучших в Европе. Дания также славится своим промышленным дизайном, её стиль - холодные чистые линии во всем, начиная от архитектуры, заканчивая мебелью и украшениями из серебра.

Датчане гордятся тем, что являются чрезвычайно современными людьми, поэтому надевание национальных костюмов, традиционные народные фестивали и соблюдение старомодных обрядов не столь популярно здесь, как в большинстве других европейских стран. Туристы могут заметить, что датчане - спокойные, раскованные, не склонные к излишествам и терпимые к образу жизни других людей, отличному от их собственного. В 1989 году Дания стала первой страной в Европе, в которой было разрешено официально заключать браки между людьми одинакового пола, тем самым гомосексуалисты получили такие же возможности в создании семьи, как и гетеросексуальные пары. Пожалуй ни одно слово так точно не отражает датское представление о жизни, как "хигге", что в приблизительном переводе означает "уютный, удобный". Это предполагает способность отгородиться от забот и проблем внешнего мира и погрузиться в теплую интимную атмосферу. Это слово отражает способ решения многих вопросов частной жизни, от обустройства домов до пристрастия к маленьким кафе и пабам. Самым лучшим комплиментом для хозяев, принимающих гостей, будет благодарность за уютный вечер.

Сущность датской кухни лучше всего воплощается в блюде, которое называется сморреброт (до""словно, хлеб с маслом), это открытый сэндвич, который может быть как очень простым, так и искусно выполненным кулинарным сооружением. Датская кухня состоит, основном, из рыбы, мяса и картофеля. Традиционные блюда - это флэскестег (жареная свинина со шкварками), гравад лэкс (консервированный или соленый лосось, маринованный с укропом и подаваемый со сладким горчичным соусом) и хвид лабсковс (рагу из квадратных кусочков говядины с картофелем, лавровым листом и перцем). Вкусная выпечка, известная во всем мире, как "датская" в самой Дании называется винеброт (Венский хлеб), и практически на каждом втором углу вы увидите кондитерскую, в которой вам будет предложен богатейший выбор рулетов и кексов, от вида которых у вас "засосет под ложечкой".Датские пивоварни Карлсберга производят замечательное пиво. Самый популярный крепкий алкогольный напиток в Дании - аквавит, произведенный в Ольлборге. Пиво, вина и крепкие алкогольные напитки предлагают во всех ресторанах, кафе и продуктовых магазинах.



















Почти 62% датчан - жители городов. Всего в Дании 78 городов, из них только в трех более 100 тыс. жителей. Это Копенгаген, Орхус и Оденсе. В столице страны Копенгагене и двух слившихся с ним городах живет почти половина всего городского населения Дании. В конце 1960 г. в нем насчитывалось 1 млн. 223 тыс. человек населения, в Орхусе - 168 тыс. жителей, в Оденсе - 120 тыс. жителей. В остальных городах население весьма невелико, обычно от 1500 до 5 тыс. человек.

В городах сохранились средневековые готические постройки, напоминающие северогерманские. Наряду с кирпичными или блоковыми жилыми зданиями, возведенными в последние два десятилетия, распространены традиционные каркасные постройки, имеющие много общего с крестьянскими жилищами.

До середины XIX в. в сельских местностях Дании преобладали поселения типа деревень. В связи с огораживаниями и выделением каждого хозяина на свою землю в сельской местности стал типичным хуторской тип поселения. Однако и до сих пор местами встречаются деревни, главным образом в густонаселенных районах восточной Ютландии и на островах, а у берегов моря преобладают рыбацкие поселки.

Для датской деревни характерны четыре типа планировки: кучевая, площадная, придорожная и однорядная. Наиболее древняя для Дании - кучевая деревня, где постройки располагаются группой, без какой- либо регулярной связи между собой, без улиц. Обычен кучевой тип деревни для внутренних районов Ютландии, особенно в Химмерланне. Для второго типа характерно наличие центральной площади, иногда луга или выгона, вокруг которого располагаются постройки. Такого типа деревни тоже не имеют улиц. Они возникли позже, чем кучевые, - в раннем средневековье, и также встречаются чаще всего во внутренних районах Ютландии.

Наибольшим многообразием отличаются еще более молодые по времени возникновения деревни придорожного типа. Они появились с позднего средневековья. В зависимости от направления проходящих дорог, придорожные деревни бывают Г-образными, Т-образными и крестообразными. Наиболее простой вариант деревни этого типа - прямая придорожная с домами по обе стороны дороги. Придорожные деревни чаще всего встречаются на островах Фюн, Лолланн, Зеландия и на юго-западе острова Мэн. В лесных или болотистых местностях и вдоль рек, фьордов или берега моря встречаются поселения четвертого типа - однорядные. Таковы все рыбацкие поселки и деревни на берегу водоемов, а также на опушках лесов во внутренних районах острова Зеландия.

Из разнообразных старых типов планировки крестьянского двора в период раннего средневековья наиболее распространенной была однорядная усадьба, обычно с собранными под одной крышей жилыми и хозяйственными постройками - хлевом, конюшней и амбаром. Чаще всего постройки такого типа вытянуты с запада на восток. Входная дверь обычно находилась посредине стены дома, обращенной на север. На юге Ютландии до позднего средневековья был распространен саксонский дом. Местами он встречался еще и в первой четверти XX в.

Более поздняя планировка - двухрядная, с параллельным расположением построек, причем ряды их не примыкают друг к другу. В одном ряду находятся жилые помещения, хлев, нередко свинарник, овчарня и конюшня, во втором - крытый ток, помещение для хранения неочищенного зерна и амбар.

В средневековье же возник тип усадьбы с П-образной планировкой, сначала раздельной, не соединенной отдельными своими частями, затем - под одной крышей. Впрочем, до позднего средневековья широко распространены были оба типа усадьбы. Если двухрядный тип встречался преимущественно вдоль западного побережья Ютландии, то П-образный - по всей стране, но наиболее типичен он для островов Фюн и Альс.

Завершением этой эволюции крестьянской усадьбы был прямоугольный двор, возникший во второй половине XVIII в. Первично он образовывал незамкнутый по углам четырехугольник. К концу XIX в. принято было соединять все стороны четырехугольника под одной крышей, так что получался замкнутый двор. Если усадьба строилась заново, то уже с замкнутым четырехугольным двором, если же она была выстроена раньше, то ее достраивали на углах, соединяя в замкнутый четырехугольник, причем нередко углы достраивали закругленными. В центре усадьбы находится мощенный камнем двор с местом для навоза посередине. Крытые ворота выводят на дорогу. Иногда имеется двое ворот: вторые выходят на противоположную от первых ворот сторону - в поле.

Количество жилых и хозяйственных помещений в усадьбе всегда отражало социальное положение владельца. У хюсмана, как и прежде, усадьба нередко имеет жилое помещение, хлев-конюшню и кладовую. У зажиточного крестьянина усадьба состоит из большого числа жилых помещений для семьи хозяина, отдельных комнат для работников и работниц и, кроме того, из множества различных хозяйственных помещений для скота, запасов продовольствия и фуража. Нередко число помещений доходит до 20.

Жилой частью усадьбы обычно бывает северная или южная сторона четырехугольника, но жилая часть никогда не выходит окнами на улицу или на дорогу. Ряд построек с хлевом и конюшней иногда занимает противоположную от жилой части сторону четырехугольника. Однако чаще всего размещение построек на усадьбе бывает иным. Обычно в одном из рядов четырехугольника слева от входа в прихожую расположены жилые комнаты семьи хозяина и работников, помещение для дров и торфа, а справа находится пекарня, пивоварня, комната для служанок и помещение для хранения торфа. Пекарня проходная, она примыкает к жилым комнатам семьи хозяина и соединена с ними дверьми. По двум другим сторонам четырехугольника возведены амбары, тележный сарай и хлев.

По способам постройки датское народное жилище можно разделить на три типа: каркасное, кирпичное (или каменное) и глинобитное.

Каркасный тип - наиболее старый и наиболее распространенный в Дании из сохранившихся до наших дней. Такое жилище состоит из деревянного решетчатого каркаса, решетки которого заполнены каким-либо строительным материалом: плетенкой из лозы, обмазаной глиной, с примесью вереска и соломы, обожженным или необожженным кирпичом. Плетенкой из лозы принято заполнять решетки каркаса в западной и южной Ютландии, кирпичом или сырцом - в восточной Ютландии и на островах. Для каркаса используются преимущественно породы лиственных деревьев, которых в стране сейчас больше, чем хвойных.

Дома кирпичные и глинобитные (из утрамбованной глины) традиционным типом народного жилища стали довольно поздно: в песчаных районах южной и западной Ютландии не раньше XVII в., в остальной Дании - даже во второй половине XVIII в. Вплоть до нашего времени эти дома составляли здесь меньшую часть крестьянских построек. На островах Фюн и Зеландия кирпичные и глинобитные дома начали строить только с середины XIX в., а хозяйственные постройки примерно с 1870-х годов.

Крыши крестьянских построек - на столбах, двухскатные, крутые. Кроют их в лесных районах дранкой поверх плетенки из лозы; в западных и южных районах Ютландии - соломой, вереском или тем и другим вместе; в прибрежных районах и вдоль Лимфьорда - тростником и водорослями; в ряде районов средней Ютландии и на острове Фюн - дерном, а теперь повсеместно в разных районах Дании также и черепицей.

Современные крестьянские постройки, так же как и постройки в рыбацких поселках, строят чаще всего из кирпича, обычно по типовым проектам, с использованием достижений современной техники.

Мебель и утварь

До конца XIX в. крестьянин обычно имел необходимый плотницкий инструмент и сам мастерил столы, стулья, скамьи, сундуки, ларчики, шкафы и полки, подставки для керосиновых ламп, пивные ковши, деревянные ложки и миски. В некоторых случаях сами изготавливали и металлические вещи: подсвечники, ножи, петли для дверей и оконных рам. Но чаще всего металлические предметы домашнего обихода покупали у ремесленников.

Теперь мебель и утварь как в городах, так и в сельских местностях Дании фабричного изготовления. Из традиционной, самодельной мебели встречаются в хуторах табуреты, скамейки и столы, а также деревянные ложки и пивные кружки в виде небольших бочоночков из дуба и бука.

Одежда

Еще в XIX в. датский народный костюм бытовал повсеместно и даже сохранял ряд областных различий, но в начале XX в. он в значительной степени был вытеснен одеждой общеевропейского покроя. Однако в сельских местностях до сих пор еще встречается женский народный костюм или отдельные его элементы.

Очень долго, вплоть до конца XIX в., датчане и датчанки носили нижнюю рубаху с поликами и ластовицами. Только в начале XX в. она была полностью вытеснена нижней рубахой фабричного изготовления.

Традиционный костюм замужней горожанки состоял из широкого и длинного платья, передника, наплечного платка, головного убора, напоминающего русский повойник, шерстяных чулок и туфель на слегка удлиненном каблучке. Наплечный платок обыкновенно скалывали брошкой или булавкой на груди. Платье имело разные формы рукавов - длинные узкие, до локтей и фонариком. Было принято носить вязаные шерстяные налокотники, закрывавшие руки от запястья до локтя,- нечто вроде длинных перчаток без кистей. Повседневный костюм был обычно темным, праздничный- более ярким.

Костюм девушки отличался тем, что вместо платья надевали кофту и широкую длинную юбку. Головной убор у девочек-подростков и девушек напоминал капор; в праздники поверх него надевали белую накрахмаленную накидку с аппликацией.

Наиболее распространенный костюм сельской жительницы состоял из шерстяной вязаной кофты с укороченным до трех четвертей рукавом, широкой и длинной юбки, лифа, передника, наплечного платка с заправленными под лиф концами, шерстяных чулок и туфель с небольшим каблуком. Иногда вместо кофты с юбкой НОСИЛИ ДЛИННЫЙ шерстяной сарафан с коротким рукавом. Нередко голову покрывали платком, который завязывали узлом на затылке. Широко распространено было ношение длинных, до локтя, шерстяных вязаных перчаток с пальцами, без пальцев или даже без кистей (митенки).

В будни датские женщины носили юбки и кофты темно- и светло-зеленого цвета, в праздничной одежде преобладали красный и синий цвета. Для посещения церкви надевали черную вязаную кофту, длинную плиссированную юбку, белый головной убор или большой платок с кружевами по краям, белый передник и длинные, почти до локтей, перчатки без пальцев. Аналогична этому костюму одежда девушек в день конфирмации. В сельских местностях она сохранилась до наших дней, в городах же девушки идут на конфирмацию в белых праздничных длинных платьях.

Мужской народный костюм состоял из белой, полосатой или клетчатой нижней рубахи, коротких, до колен, штанов, высоких шерстяных носков с подвязками у колен, кожаных туфель, цилиндра (обычно у женатых) или шерстяной шапочки (у молодежи и детей), платка на шее, завязанного узлом спереди, безрукавного жилета, а у пожилых поверх него еще и кафтана.

Современная датская одежда - общеевропейского типа. Однако в ней есть особенность, общая для всех Скандинавских стран: здесь больше, чем в других странах Европы, распространено ношение вязаных шерстяных вещей - свитеров, джемперов, кофт, шерстяных носков. Мужчины носят ковбойки с крупноклетчатой расцветкой. До начала XX в. в Дании как в сельских, так и в городских местностях, многие мужчины, женщины и дети носили по будням деревянные башмаки, а кожаные туфли надевали только по праздникам. Ныне такие башмаки не носят, их полностью заменила кожаная или кожано-матерчатая обувь фабричного изготовления.

Пища

Едят датчане четыре раза в день: завтракают дважды, обедают и ужинают. Датчане любят есть плотно. В рабочие дни горячая пища бывает два раза в день - на завтрак и на ужин; в обед едят бутерброды. Если в период полевых работ у крестьян и в будни у рабочих основной прием пищи - чаще всего завтрак, то в выходные дни - обед, когда они едят горячие блюда.

В городской местности хлеб выпекают в пекарнях и доставляют его и горожанам и населению пригородных деревень. В хуторах кислый подовый хлеб на дрожжах крестьянки пекут сами, обычно на неделю. Пресные лепешки менее распространены, чем, например, в соседней Норвегии.

Традиционные датские блюда - каши: пшеничная, овсяная, перловая, манная и рисовая (из привозного риса). Наиболее древнее лакомство датчан, известное с раннего средневековья,- пшеничная каша на сливках с малиной, называемая фледегред (fledegmd ). В качестве праздничного блюда подают на стол своеобразную колбасу, начиненную рисовой кашей с изюмом.

Широко распространены традиционные бутерброды. Они настолько типичны для датского стола, что бутерброд называют королем датской кухни,

В столице Дании, да и во многих других ее городах, работают продовольственные магазины, которые специализируются на продаже бутербродов. Насчитывается до семисот различных видов датских бутербродов, начиная от наиболее простого - хлеба, намазанного маслом, и до многоэтажного бутерброда, который называется «любимый бутерброд Ханса Кристиана Андерсена». Он состоит из нескольких прослоек бекона, помидоров, ливерного паштета, студня и белой редиски, разделенных ломтиками хлеба. Едят его, снимая по слоям ломтики. Такого бутерброда достаточно, чтобы насытить любого едока. На разные цены и в расчете на разных едоков в уличных ларьках продают стандартные бутерброды: «школьный», «туристский», «спортивный» и другие. Один из известнейших ресторанов Копенгагена, «Оскар Давидсен», специализируется только на бутербродах и столь популярен, что даже получает заказы из-за рубежа, в частности из Нью-Йорка, по телефону, куда бутерброды в те же сутки доставляются рейсовым самолетом.

Почти ежедневно в пище датчан бывают и рыбные блюда. Не случайно рыбные рынки в городах - самые бойкие и оживленные места торговли в Дании. Распространены дешевые сорта рыбы: сельдь, макрель, угорь и камбала. Их едят в вареном и соленом виде. Менее распространена в пище копченая и вяленая рыба. В некоторых копенгагенских ресторанах меню состоит главным образом из рыбных блюд.

Среди жиров в пище датчан первое место занимают столовые сорта маргарина. Подсчитано, что датчане потребляют маргарина раза в три-че- тыре больше, чем сливочного масла - одного из основных товаров экспорта.

Излюбленнейшим напитком датчан можно считать кофе, который 60- 70 лет назад вытеснил широко употреблявшийся ранее чай. Кофе пьют не только в завершение завтрака, обеда или ужина, но и в течение дня. Очень принято угощать чашечкой крепкого кофе гостя, зашедшего на минутку соседа или почтальона. В шутку, а может быть и с основаниями для этого, в Дании утверждают, что датские почтальоны преждевременно умирают от большого потребления кофе.

Заметное место в пище датчан занимает мясо. На первые блюда оно идет как составная часть супов или в виде мясных бульонов, на второе едят отварное или тушеное мясо, жаркое, шницели. У крестьян мясо заготавливают впрок: коптят бараньи и свиные окорока и грудинки, вялят или засаливают мясо, засаливают и коптят свиное сало. На праздники и по воскресеньям из этих запасов готовят холодные закуски, а в будни ветчину и сало берут с собой на полевые работы.

Стол датчан дополняют бобы, овощи, ягоды и фрукты, молочные продукты. Из алкогольных напитков датчане пьют больше всего пиво, виски и водку. Пивоваренные заводы снабжают пивом главным образом города. Крестьяне сами варят пиво из ячменя для собственных нужд. Другие напитки и в городах и в сельских местностях - импортные. Их ввозят из различных стран мира: виски из США, Англии и Канады, джины и ликеры из Англии и Голландии, водку из Норвегии и Швеции, ликеры и разнообразные вина из Франции и Италии, вина из Чили, Южпо-Африканского Союза, Югославии, Португалии, Испании и ФРГ. Конечно, потребителями более дорогих напитков оказываются состоятельные классы. Издавна в Дании, как и в других Скандинавских странах, потребление алкогольных напитков довольно значительно. Не только в праздники и в воскресные дни, но и в будни к обеду, а иногда и вечером мужчины обычно выпивают стопку крепкого вина или водки.

Как и у прочих скандинавов, у датчан очень распространено курение табака. Горожане больше курят сигареты, крестьяне и рыбаки предпочитают трубки.

«Одежда финнов» - Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов. Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления.

«Стиль и силуэт в одежде» - Словарь моды. Карандаш, прямой. 4.Виды одежды по назначению. Треугольник. Фольклорный (национальный, народный, этнический, ретро). Классический (деловой, офисный). Силуэты одежды. 4. Стили одежды. 1. Что такое одежда? 3. Силуэты одежды. 7. Литература. Рефлексия. Классический стиль (деловой, офисный).

«Одежда 17-18 века» - Платья украшались огромным количеством драгоценностей. Мужская боярская одежда. Парики носят не только женщины, но и мужчины. Каждый полк имел кафтаны определённого цвета. Парик «крысиный хвост». Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носами. Женская одежда боярских женщин. Не менее сложными и дорогими были и женские наряды.

«Мода и стили одежды» - Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. Что такое мода? Классический стиль. Мода и основные стили одежды. Молодежный стиль. Что такое индивидуальный стиль? Экстравагантный стиль. Костюм во все времена оставался социальным знаком, показателем ранга человека. Из истории моды.

«Русская одежда» - Шуба. По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. У простонародья были холщевые. У знатных и богатых – шелковые. Зипун (исподняя одежда). Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичтеги. Опашень, охабень, однорядка, шуба (никидная одежда). Украшения. Шапка. Штаны (порты).

error: