Что значит дети находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дети в трудной жизненной ситуации- понятие,характеристика, факторы появления

Дети, попавшие в трудное положение, несчастны все вместе и каждый по-своему. В современном нестабильном, полном перемен мире их психике непросто справиться со стрессом. Малыши сильно зависят от взрослых. И это становится дополнительным дестабилизирующим фактором. Поэтому помощь детям в трудной жизненной ситуации рассматривается с позиции семьи и социума. Она должна быть комплексной.

Кому и когда нужно помогать?

Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.).

Дети в трудной жизненной ситуации могут оказаться по фатальному стечению обстоятельств, из-за глобальных изменений в мире, отражающихся на семейной системе, по причине воспроизведения паттернов взаимодействия родных, близких. Сама собой проблема не решается. Приходится привлекать профильные социальные программы, проекты, специалистов. Екатеринбург – одно из немногих мест, где работа с целевой аудиторией ведется планомерно, на разных уровнях и фронтах.

Направления работы специалистов

Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной. В Екатеринбурге профильные специалисты работают по медицинскому и социально-психологическому направлениям. Наибольший интерес представляет второе.

Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:

  • диагностику семьи, личности;
  • раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
  • разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
  • непосредственную работу с малышами и родителями;
  • сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
  • взаимодействие с семьей либо опекунами.

Решаются актуальные задачи в сотворчестве психологов, педагогов, соцработников, родителей.

Специализированные сайты помощи трудным детям Екатеринбурга предлагают различные программы реабилитации, развития. Они направлены на разновозрастную целевую аудиторию. В профильных организациях с малышами, школьниками, подростками работают квалифицированные педагоги, психологи, социальные работники.

Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:

  • Проработку каждой имеющейся проблемы.
  • Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
  • Вовлечение малышей, школьников, подростков в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
  • Анализ полученных результатов, разработку дальнейших рекомендаций, коррекцию программы с учетом индивидуальных достижений, потребностей подопечных.

Сегодня есть, откуда ждать поддержки. Профессионалы готовы помочь!

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводится перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Каждая из перечисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует особой заботы и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Специфика заботы и устройства этих детей, их социальной адаптации и реабилитации, требует, как правило, специального правового регулирования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наибольшую часть составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким детям относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с определенными обстоятельствами:

Лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими;

  • - установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • - отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • - уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • - отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • - в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • - в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статистические данные

В 2014 г. в России был выявлен 61 621 ребенок, лишенный родительского попечения, что на 10% меньше по сравнению с 2013 г.

Дополнительные гарантии социальной поддержки закон также распространяет на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - это также дети, фактически оставшиеся без попечения родителей по причине смерти обоих или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон причисляет лиц в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в дополнительных гарантиях социальной поддержки, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо прежде всего обеспечить необходимые условия проживания. В соответствии с семейным законодательством защита детей, их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Поэтому именно органы опеки и попечительства избирают формы устройства детей , оставшихся без попечения родителей. К числу таких форм относится передача ребенка:

  • - в семью на воспитание (усыновление (удочерение));
  • - в семью под опеку или попечительство;

в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в иатронатную семью.

При отсутствии возможности устройства в семью ребенок временно передается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги). Дети в этих учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. Нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется семейным правом. К области права социального обеспечения относятся вопросы социальной поддержки таких детей.

Усыновленные (удочеренные) дети приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родным детям. Их содержанием и воспитанием занимаются усыновители.

Дети, переданные под опеку (попечительство), проживают и воспитываются в семье опекуна (попечителя), который осуществляет заботу о них. Такая форма устройства детей, лишившихся попечения родителей, как приемная семья, предусмотрена ст. 152-153.2 СК РФ. Содержание и воспитание детей в приемной семье основывается на договоре, заключаемом между лицами, желающими стать приемными родителями, и органом опеки и попечительства. Правила создания приемной семьи, а также ряд иных документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается такой мерой социальной поддержки, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право на это пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Передача ребенка на воспитание в семью возможна в том случае, когда ребенок остался без фактической заботы родителей, без родительского попечения.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в том же размере, что и единовременное пособие при рождении ребенка - с 1 февраля 2016 г. оно составляет 15 512,65 руб.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. на каждого такого ребенка (с 1 февраля 2016 г. - 118 529,25 руб. с учетом индексации).

Иные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью. В соответствии с законом обязанности по опеке и попечительству исполняются, по общему правилу, безвозмездно. Однако орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя на основании заключенного договора. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ .

Предусмотренные законодательством субъектов РФ меры социальной поддержки детей, переданных на усыновление (удочерение), на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью), могут включать в себя ежемесячное пособие на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью); единовременное пособие на ребенка при передаче на воспитание в семью (иод опеку, попечительство, в приемную семью), при усыновлении (удочерении); ежемесячное вознаграждение опекунам, приемным родителям.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

Особенности детского дома семейного типа. В последние годы особое внимание обращено на организацию детских домов семейного типа . Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, если оба супруга выразили желание взять на воспитание не менее пяти и не более 10 детей в возрасте от рождения до 18 лет. Для создания такого детского дома требуется учет мнения всех совместно проживающих членов семьи. Дети передаются в такой детский дом с учетом мнения ребенка, а с 10-летнего возраста - только с его согласия.

Детский дом семейного типа создается по решению органа исполнительней власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем и детским домом семейного типа строятся на основе заключаемого между ними договора. Детский дом семейного типа финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Сферы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает основные сферы, в которых осуществляется социальная поддержка таких детей: образование, медицинское обслуживание, имущественные и жилищные права, трудоустройство и занятость.

Образование . Для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон устанавливает бесплатное обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования и бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

В случае получения среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет бюджета они зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения (в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет).

Наряду с полным государственным обеспечением им выплачиваются стипендия (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»), ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в организации, в которых проходили обучение, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

Выпускники также однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержденным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных предметов, или такая компенсация может быть перечислена на счет выпускника в банке.

При предоставлении таким обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, в которой они обучаются, содействует организации их лечения.

В период обучения (за счет средств федерального бюджета) они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Для обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов льготный проезд устанавливается правовыми актами субъектов РФ.

Медицинское обслуживание . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирована бесплатная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная), проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.

Имущественные и жилищные права . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых отсутствует право или возможность проживания в жилом помещении , органом исполнительной власти субъекта РФ, па территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются но достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Трудоустройство и занятость . Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц дайной категории. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штага, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ осуществляется детальное регулирование предусмотренных федеральным законом мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также могут устанавливаться дополнительные меры такой поддержки.

Социальная поддержка безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении. Социальная поддержка этой категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в ходе осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В качестве основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данный закон провозглашает, в частности, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Решение поставленных задач возлагается на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся в том числе органы управления социальной защиты населения, органы управления в сфере образования (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

  • См.: Статьи 153, 153.1 СК РФ.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа».
  • То есть в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений но договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживаниев ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
  • Ребёнок-это постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

    ТЖС-это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая этот факт, в социально-педагогическом сопровождении нужно прогнозировать и определять наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель такого сопровождения-это создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

    У современных детей существуют две основные сферы деятельности, они же и являются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов.

    Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие, вследствие которых у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация:

    Плохие материальные условия жизни семьи. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

    Потеря связи с рынком труда (мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы)



    Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье (случаются разногласия)

    Жестокое обращение в семье

    Алкоголизм и наркомания в семье

    Риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми, перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности.

    Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия.

    Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребёнка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи.

    В ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» даётся определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Это дети, сироты или дети оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


    Вопросы и ответы - Вопросы по проблемам семьи материнства, детства

    • дети, оставшиеся без попечения родителей;

    • дети-инвалиды;

    • дети с ограниченными возможностями здоровья , то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

    • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

    • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях ;

    • дети - жертвы насилия;

    • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

    • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

    • дети, проживающие в малоимущих семьях ;

    • дети с отклонениями в поведении;

    • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

    «Трудные» дети, какие они?


    Первым признаком детей, которых называют «трудными» является наличие у них отклоняющегося от нормы поведения. Это может быть поведение, включающее в себя цепь проступков , провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений. А может быть и другие нарушения поведения: такие как преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

    Под «трудными» понимаются также такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные» дети. Последние не всегда являются «трудными» именно в этом смысле и относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

    Детство − подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным − человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

    «Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит . «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует . Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

    Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

    Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

    К «трудным» также обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

    Типизация «трудных» детей и подростков.

    Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей.


    • Дети с нарушениями в сфере общения .

    • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).

    • Дети с недостатками умственного развития.

    • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
    Из «трудных» детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

    • циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

    • неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

    • подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки − сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко − табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

    • аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
    Основные признаки ненормальности поведения «трудных» детей: склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

    Некоторые причины, по которым ребёнок делается «трудным», а потом асоциальным.


    • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей.

    • Многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению.

    • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

    • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни , и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

    • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания − от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

    • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

    • Неблагоприятная наследственность.

    • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

    • Неустойчивость нервных процессов в условиях , благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

    • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

    • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

    • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

    • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

    • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

    • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

    • Педагогическая запущенность, как часть общей социальной запущенности.

    Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

    «Детская школа искусств имени С.В.Рахманинова»

    Методическое сообщение

    Тема: «Особенности работы с детьми,

    Находящимися в трудной жизненной ситуации»

    Провела: Игнатьева Е.Б.,

    преподаватель по классу фортепиано

    2017 год

    1. Введение.
    1. Основная часть:
    1. характеристика детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
    1. система социальной поддержки таких детей
    1. психологические особенности детей «группы риска»
    1. особенности обучения игре на фортепиано детей «группы риска».
    1. Заключение.
    1. Список используемой литературы.

    Введение .

    Наряду с бесспорным прогрессом в жизни общества произошли и негативные изменения, они обусловили появления поддержки уровня жизни детей, в условиях рыночной экономики.

    Проблема физического выживания, вставшая перед многими семьями, изменили отношение родителей к детям. Неблагополучные семьи- теперь не такое, уж редкое явление.

    Статистика свидетельствует:по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире.Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального риска.

    В нашей стране 573 тыс.детей-сирот.Ежегодно в России выявляется около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке.

    К многодетным семьям в нашем продвинутом инновациями обществе отношение крайне негативное.В большинстве своем население страны склоняется к мнению, что много детей бывает в неблагополучных семьях.

    Положение многодетной семьи в России на данном зтапе исторического развития вызывает озабоченность.Это связано с глобальным демографическим кризисом,а также духовно-нравственным, которые активно развиваются во всем мире.

    Напряженность, массовость,мотивы миграций зависят от множества оснований:вера,войны,политические репрессии,природные и экологические катаклизмы,финансовая непостоянность.

    Вынужденная миграция серьезно нарушает социальную адаптированность человека: из одной,привычной ему,природной и общественной среды он переезжает в другую,негативно разрывая множество естественных связей и искусственно формируя такие связи на новом месте.

    Общественные институты должны создать условия для успешной социализации таких детей,помочь им овладеть нормами и првилами жизни в обществе,знаниями и умениями строить свои отношения с другими людьми,развить способность к самоотдаче и свободному волеизъявлению,научить вести творческий характер жизнедеятельности,самому прогнозировать будущее,быть естественным перед собой и другими людьми,стремиться к обретению смысла жизни.

    Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка.Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир.Сегодня перед ней стоит остро проблема ее дезорганизации,которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам,но и систем «родители-ребенок»,взаимным отчуждением детей и родителей.

    Все это усугубляется такими внешними факторами,как безработица,низкое материальное положение,пьянство,наркомания.Так как семья не выполняет своих воспитательных функций:успешной социализации детей,обеспечение психологического комфорта,эмоционального благополучия ребенка,увеличивается количество детей,испытывающих трудности в той или иной сфере.Неуклонно растет количество социальных сирот,соответственно увеличивается число приемных и опекунских семей Все это способствует увеличению численности детей,попавших в трудную жизненную ситуацию.

    В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, ст.1 (в ред. от 30 июня 2007г). Сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации-это:

    • оставшиеся без попечения родителей;
    • дети-инвалиды;
    • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом или психическом развитии;
    • дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастров, стихийных бедствий;
    • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
    • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
    • дети-жертвы насилия;
    • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
    • колониях;
    • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
    • дети, проживающие в малоимущих семьях;
    • дети, с отклонениями в поведении;
    • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений.

    Но ребенок для этого не имеет достаточного жизненного опыта,тех знаний,способностей,сил,которые необходимы,чтобы разрешить возникшие сложные ситуации,а взрослые,находящиеся рядом с ним не хотят (или не могут)помочь ему решить их. В этом случаи на помощь должны придти социальные службы разного уровня.

    Система социальной работы складывается как межведомственная,предполагающая взаимодействие учреждений образования,социальной защиты,медицинских учреждений и учреждений культуры,государственных организаций.Отличительной чертой данной системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой,когда учитываются демографические,социальные,исторические,экономические и другие особенности.

    Организационный компонент системы поддержки,сформировавшийся на сегодня-этомеханизм межведомственного взаимодействия,включающий в себя следующий состав учреждений и организаций,которые различаются составом,категориями детей,их охватом,формами поддержки:

    • образовательные учреждения: дошкольные учреждения,общеобразовательные
    • школы всех видов,учреждения начального и среднего профессионального
    • образования,учреждения ситемы специального образования,учреждения дополнительного образования;
    • учреждения социального обслуживания:детские приюты,центры реабилитации;
    • службы доверия;
    • учреждения культуры,спорта,молодежной политики;
    • межведомственные психолого-медико-социально-педагогические центры и службы разного уровня;
    • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • учреждения здравохранения.

    Итак, сущность поддержки детей,попавших в трудную жизненную ситуацию заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей,разрешении проблем, усилении жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания.

    С каждым годом все большее количество детей,попавших в трудную жизненную ситуацию оказывается в числе учеников нашего учреждения дополнительного образования.В основном это: дети-сироты, опекаемые дети;дети- инвалиды;дети с ограниченными возможностями здоровья; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;дети, проживающие в малоимиущих семьях; дети, у которых родители перестали жить вместе, быть семьей.В сложившейся ситуации я,как преподаватель таких учеников стараюсь быть мудрой,внимательной, тактичной.Посредством использования разных методик и способов обучения, через знание возрастной психологии пытаюсь пробудить у обучающихся интерес к знаниям, увлечь педагогическим процессом.

    В педагогической литературе общность таких детей имеет название- « группа риска».

    Я заметила, что необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте у детей-сирот является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Такие дети отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Такие дети не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них является беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание. На занятиях с такими детьми надо делать упор на развитие мышления, воображения, памяти. Дети-сироты с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми- этот негативный фактор не дает им самостоятельности.

    У подростков, родители которых перестали жить вместе, отсутствует потребность в творчестве, познании, активной деятельности в жизни; они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами; проектируют на себя неудачную жизнь своих родителей. Среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте- счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем- здоровье, но так как эти ценности представляются подросткам недоступными, то такая ситация порождает у них внутренний конфликт стресс. « Подкрепление» потери ценности у таких подростков- те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел. Как правило у таких детей возникают трудности в отношениях со взрослыми- упрямство, безразличие к оценке своих успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д. Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно и самостоятельно выражают свои мысли и чувства. При работе с подростками « группы риска» следует учитывать, часто, свойственное им состояние беспомощности.

    • семьи, сознательно идущие на трудности и радости рождения и воспитания множества детей;
    • семьи социально безответственных родителей.

    Многодетная семья первой категории может быть сельской и городской; состоять из детей одних и тех же или разных родителей; включать помимо родных детей, еще и приемных или взятых под опеку. Для такой семьи характерны: непосредственная наглядность семейно- социальных ролей; раннее самоутверждение через раннее включение ребенка в заботу, труд; формирование у детей социально ценностных установок, перпектив и активной жизненной позиции. Однако на этапе вторичной социализации в такой семье жизненные перспективы подрастающих детей как правило, простираются лишь до определенных границ(« буду шофером», пойду на «курсы»).

    В настоящее время гораздо чаще встречаются многодетные семьи безответственных родителей. В таких семьях часто сами дети являются доходом своих родителей. Психологический климат такой семьи крайне неблагоприятен для воспитания.

    Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, в многодетной семье в результате общения между людьми разного пола и возраста снижается возможность формирования таких качеств характера как эгоизм, себялюбие. В такой семье у детей больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, эгоцентризма и т.д.У детей в такой семье всегда есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям. С другой стороны, у всех типов мпогодетных семей имеется общая социльно- психологическая проблема- детское соперничество, которое может привести к зависти, амбициям, злорадству, агрессии. Соперничество детей в многодетных семьях имеет психологический механизм конкуренции. Стремление старшего показать свое превосходство родителям, малышу и себе обуславливает чувство непоноценности младшего ребенка. Специфической чертой воспитания в многодетных семьях является воспитательное воздействие детей, которое является источником множества позитивных ситуаций, условием формирования «соучения», «соигры» и «сотрудничества».Но в тоже время это является причиной множества конфликтов. Жизнь в детской группе способствует дифференциации личности. С одной стороны, ребенок в семье хочет делать то, что умеет другой, с другой стороны, каждый из них защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, хочет быть самим собой. В этом заключается еще одна характерная черта воспитания в многодетной семье.

    За последние годы резко возросло количество вынужденных переселенцев в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Психологическая адаптация мигрантов и их семей- одна из основных проблем, с которыми сталкиваются мигранты. Их дети в результате сложившихся обстоятельств попадают в «группу риска».

    Посттравматический стресс провоцирует нервозную атмосферу в таких семьях. Учитывая то, что ребенку приходится реально адаптироваться к новым экономико- социальным условиям

    (школа,город,отношения), ребенок оказывается окружен проблемами, непониманием: так, прибыв в Россию, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе. Из-за наличия существенных различий в школьных программах России и стран СНГ у детей беженцев и вынужденных переселенцев растет неуспеваемость, снижается самооценка, нарастает психическое напряжение, приводя к ухудшению психического и физического здоровья. Дети- мигранты отличаются от среды своего нового местонахождения своей культурой, они являются, как правило,выходцами из малообеспеченных слоев общества, они социально не защищены, не знают или плохо знают язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается.Все это существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания, социализации и адаптации.В работе с учащимися- мигрантами необходимо формировать у них способность к диалогическому общению. Педагог должен владеть технологией изучения и учета особенностей менталитета обучаемых.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа с детьми « группы риска» должна строится на основе индивидуального подхода к личности.И родители, и дети должны быть не частью проблемы, а частью ее решения и обладать знаниями необходимыми для самореализации и самореабилитации.

    Обучение игре на фортепиано детей, попавших в трудную жизненную ситуацию возможно только в условиях индивидуального обучения, а успешным оно может быть только тогда,когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. Зная особенности ученика, свойства его нервной системы, педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать более эффективные методологические подходы, которые позволят ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.

    Обладание необходимой информацией по учету индивидуально- психологических особенностей личности учащегося в процессе обучения на фортепиано позволит педагогу подобрать те необходимые формы педагогического воздействия, которые обеспечат наиболее полное развитие всех творческих сил и возможностей ученика.

    В музыкальном искусстве все виды музыкальной деятельности связаны с развитием у обучающихся внимания, благодаря которому появляется внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизация психофизических ресурсов- все, без чего невозможна успешная музыкально- исполнительская деятельность.

    Мышление- это индивидуальный способ преобразования информации. У детей «группы риска» необходимо развивать наглядно- образный тип мышления, который сможет пробудить в них различные чувства, воспоминания, образы, что поможет сформировать у них творческое мышление, активно способствующее развитию интеллекта.

    В процессе обучения детей «группы риска» следует сделать акцент на формирование у них исполнительских качеств, а именно: настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность.Все это черты волевого поведения, без которых не обходится ни одно открытое выступления.

    Публичное выступление- это итог проделанной работы, это всегда стресс, а для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию- двойной.Поэтому в задачу педагога входит помочь избавиться от негативных моментов сценического волнения и заставить более ответственно подрйти к концертному исполнению программы. Нужно научить ребенка игнорировать любой промах, допущенный при выступлении.

    Сценическое выступление- это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от выступления, творческое вдохновение и профессиенальный рост, особенно если ты на сцене не один. Очень нравится учащимся «группы риска» музицировать коллективно, в составе разнообразных инструментальных ансамблей. Чем чаще такие ученики будут выходить на сцену, тем больше они будут проявлять уверенность в себе, тем быстрее пойдет у них процесс социализации их как личности.

    Заключение .

    Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и стараться находить общий язык со всеми слоями нашего общества.Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии, процессе общения с музыкой, с учетом особенностей детского контингента. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца, самоутверждался в обществе, нашел себя в социуме.

    Педагог должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов.

    Список используемой литературы:

    1. Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблемы.- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации- М., 2010 г.
    1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 №103-ФЗ).
    1. Указ Президента Российской Федерации №761 от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
    1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.-Изд. Академия, 2012 г.
    1. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.-М., Мысль,1987 г.
    1. Шмидт- Шкловская А.О воспитании пианистических навыков. Л.Музыка,1985 г.
    1. Интернет ресурс: compresium.ru

    error: