Познавательное занятие в старшей группе весна. Конспект НОД в старшей группе Познавательное развитие. " Весенняя страда" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Дети называют пословицы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Времена года - весна»

Интеграция образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна

Задачи:

- образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить замечать изменения в ней, находить признаки самостоятельно; совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ; формировать умение подбирать прилагательные к существительным; расширять словарный запас по теме «Весна»; учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.

- развивающие: развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности.

- воспитательные: воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : корректурные таблицы по теме «Весна», предметные картинки по теме «Весна», фишки и разрезные картинки на каждого ребенка, альбомные листы, акварель, кисти №3, №1; магнитофон, запись произведений П.И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна - пробуждение».

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; рассматривание репродукций картин известных художников о весне; заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен, слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Вводная часть

В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне.Какая она весна?

2. Основная часть

В.: Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Весной ярко светит, греет, припекает…?

Что птицы делают весной?

Какие цветы появляются первыми весной?

Кто просыпается весной?

Что на деревьях появляется в начале весны?

Что весной голубое, высокое, чистое?

Что весной бежит, журчит?

Упражнение: «Продолжи предложение»

Закончилась долгая, холодная… (зима);

Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

Появляются первые… (проталины);

Бегут звонкие…(ручьи);

С крыш домов капают… (сосульки);

На деревьях набухают… (почки);

С тёплых краёв прилетают… (птицы);

Мы очень любим первые весенние… (цветы);

Первые весенние цветы это… (подснежники);

Весной на деревьях почки… (набухают);

Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

После зимы наступает … (весна);

Зима ушла, а весна - …(пришла);

Зима холодная, а весна - … (тёплая);

Ребята строят для скворцов… (скворечники);

Лед растаял, появились …(лужи)

Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут...(Гнездо)

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

Что на веточках раскрылось.

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Голубые Зеркала

Туча наземь пролила.

Неглубоки, мелки.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

Голубые …(Лужи.)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата -

К нам плывут издалека

В синем небе... (Облака)

Гнездышко из веток -

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (Птенцы)

Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

Физминутка «В группу к нам жук влетел»

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Дидактическая игра: «Объясни значение слов»

(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)

Ручей – это…;

Скворечник – это…;

Капель – это…;

Подснежник – это…;

Почки – это…;

Проталина – это…;

Гнездо – это…;

Стая – это…

Насекомые – это…

Дидактическая игра «Составь предложение»

(учить самостоятельно, составлять рассказ на тему «Наступила весна», используя корректурную таблицу № 1, по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Сравни и назови»

(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 по теме «Весеннее солнышко»

воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,

Наконец медведь наелся потом наоборот)

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

В.: Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте рассмотрим картину А.Саврасова «Ранняя весна» и В.Бакшаева «Голубая весна».

(рассматривание таблицы № 3; «Весна в творчестве художников»)

Упражнение: «Подумай и ответь»

Какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?

На какой картине изображена ранняя весна?

На какой картине изображена поздняя весна?

Какая погода? Настроение картины?

Что можно сказать о красах картины?

Как бы вы назвали эти картины?

В.: Мы сейчас тоже поиграем, мы станем художниками и нарисуем весну. Сначала продумайте сюжет рисунка. Вспомним, какая она весна? Что можно изобразить? Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом .

Итог:

В.: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны.

Что вы узнали о весне?

Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники. Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти рисунок, где изображен ясный день, ранняя весна, поздняя весна и т. д.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Литература:

    Примерная основноя образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА.», 2014

    Н.В. Гавриш, Безсонова О.К. «Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць». К. Видавництво: Слово. 2012. 256 с.

    Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

    Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

    «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

    Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

    Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 – 128 с.: ил.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Цель: Обобщить представление детей о характерных признаках весны.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— Упражнять в подборе определений к предметам;
— Продолжать учить составлять распространенные предложения по картине;
— Формирование конструктивных навыков.
Развивающие задачи:
— Развитие целостного восприятия;
— Развитие диалогической речи;
— Развитие мышления.
Воспитательные задачи:
— Формировать навыки работы команде, учить договариваться между собой;
— Воспитывать умение отвечать полным ответом, не выкрикивать, поднимать руку.

Материал: 4 разрезные картинки – признаки весны, целые картинки, листы квадратной формы, макет солнца, клей, клееночки.

Ι. Организационный момент
В кругу. Ребята, какое у нас сейчас время года? Да, ранняя весна, но зима никак не хочет уступить свои владения. И поэтому, весняночка сегодня просит вас помочь ей прогнать зиму. Для этого надо, чтобы вы собрали как можно больше лучиков вот для этого солнца (показываю). Посмотрите, у солнца нет ни одного лучика. Чем больше лучиков вы соберете, тем сильнее, жарче будет греть солнышко и быстрее наступит весна. Поможем весне?
Сейчас мы с вами разделимся на две команды, каждая команда будет выполнять задания, отвечать на вопросы и получать лучики. На 1-й, 2-й рассчитайсь. Первая команда садится за первый стол, вторая- за второй.
ΙΙ. Основная часть
Для начала, мы с вами вспомним правила работы в команде (не выкрикиваем, поднимаем руку, договариваемся между собой). А теперь каждая команда придумывает весеннее название. Команда «Ландыши» за правильный ответ будут получать желтые квадратики, а команда «Ручеек» — оранжевые квадратики.
2.1. Словесная игра «С чем сравним солнышко».
Сейчас я начну предложение, а вы должны его закончить.
Солнце желтое как…., ласковое как…, теплое как…, яркое как…, круглое как…, румяное как…
Молодцы, каждая команда получает по квадратику.
2.2. Собери картинку.
А сейчас каждой команде я дам по 2 разрезные картинки. Какая команда быстрее соберет картинки, тот и выигрывает.
Что у вас получилось? Посмотрите и сравните с целой картинкой, похожи они?
2.3. Составь предложение по картинке.
А теперь следующее задание, надо составить предложения по этим картинкам. Начинать предложение надо со слова Весной…. Внимательно посмотрите на картинки и составьте по 2 предложения по одной картинке. За правильно составленное предложение команда получает квадратик.
Молодцы, хорошо справились и этим заданием. А теперь отдохнем, встали все на коврик и сделали кружочек.
2.4. Физминутка
Если речка голубая (руки через стороны вверх)
Пробудилась ото сна (потянулись),
И бежит в полях сверкая (бег на месте)
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши).
Если снег везде растаял (приседают)
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая (махи руками в стороны),
Значит, к нам пришла весна! (хлопки в ладоши)
Отдохнули, а теперь обратно все сели на свои места.
2.5. Отгадывание загадок.
А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, вы должны назвать отгадку. Каждая команда отвечает по очереди, если знаете ответ, не выкрикиваем, а поднимаем руку. За правильный ответ команда получает квадратик.
1) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (подснежник)
2) В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка. (ручеек)
3) Новоселье у скворца, он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…. (скворечник)
4) Здесь на ветке чей – то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (гнездо)
5) Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
6) Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег кругом вода.
Не обуешь валенки на снегу…. (проталинки)
7) Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу звонкий капает… (капель)
8) Это что за потолок?
То он низок, то высок, то он сер, то беловат,
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый, кружевной и синий – синий. (небо)
9) Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
10) Ох, опять промокли ноги! Разлилась по всей дороге.
Прямо на моем пути, не проехать, не пройти! (лужа)
11) Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач)
12) Пушистая вата, плывет куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
2.6. Практическая часть «Солнышко»
А сейчас мы с вами подведем итоги. Посчитаем, сколько ж квадратиков у команд. Молодцы, много квадратиков собрали. А теперь мы эти квадратики превратим с вами в лучики. Посмотрите внимательно, как я сделаю. Берем квадратик, делаем «косыночку», открываем квадратик, и верхние углы сгибаем к центру линии сгиба. Вот такой лучик у меня получился, теперь я беру клей, намазываю кончик лучика и приклеиваю к солнцу. А теперь вы сделайте из своих квадратиков лучики и приклейте к солнцу. Не забываем, клеим на клееночке.

ΙΙΙ. Заключительная часть
Ребята, посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Какое оно? (яркое, веселое, озорное, круглое, ласковое). А почему оно у нас получилось такое красивое, яркое? Как мы работали? Я думаю, из — за того, что вы работали дружно, помогали друг другу. Ну, уж сейчас зима точно уступит весне свои владения. Вы согласны со мной?

ФЦКМ конспект занятия на тему «Весна»

Цель: Формировать интерес и любовь к природе, уточнить и обобщать представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование: Макетом березки и листочки, картинки с приметами весны, мяч для игры.

Ход занятия:

Воспитатель:

Рано утром солнце встало,

Все вокруг светлее стало.

В небе синем потянулось

Детям нашим улыбнулось.

Посмотрите друг на друга и подарите улыбки друг другу.

Воспитатель: Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь.

Красавица сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап-кап – шлепали капли вниз. Они вспыхивали на солнце красными, синими, желтыми огоньками. Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги. Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили. С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполняли лужу – и вот уже потек тоненький веселый ручеек: с пригорка по ложбинке, все дальше и дальше. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями…. Скоро украсят землю сочная, ярко-зеленая трава, пышные цветы. И лес оденется листвой!

Скажите мне дети, о каком времени года шла речь в этом рассказе?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называю весну «Утром года».

А почему поэты так называют весну?

Дети: Вся природа пробуждается после сна, зимы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я принесла с собой, но она стоит без листиков. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, а вы будете «одевать» нашу березку, и мы посмотрим, какой она станет. (На фланелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждый правильно названный признак весны).

Игра «Назови признаки»

Подберите признаки к слову весна. Какая она?

Дети: - Веселая, красная, добрая, солнечная, звонкая, теплая, дружная, цветущая, красивая… и т.д.

Воспитатель: - Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: - А почему весну называют красной?

Дети: - Потому что она красивая и все ей рады.

Воспитатель: А это ведь ребята солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

(Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить)

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун,).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Воспитатель: - Кто может мне назвать весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?

Ответы детей.

Воспитатель: - Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы.

Март-капельник, протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей: Проталины – это место, где растаял снег и появились первые островки земли).

Апрель-водолей, ледолом, снегостон. Почему? (Ответы детей)

А май зазывают - травень, цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами пройдемся по весенней тропинки.

«Физкультминутка»

Шли по узенькой дорожке наши маленькие ножки.

Руки тоже помогали, все махали и махали (шаг на месте).

Остановка. Сели. Встали. Снова дружно зашагали. (по тексту)

Хлынул ливень. Грянул гром. (хлоп и топ)

Мы на цыпочках идем. (шаг с носочков)

Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги. (по тексту)

Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика.

Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

Солнце – солнышко;

Лист – листочек;

Лужа – лужица;

Сосулька – сосулечка;

Дерево – деревце;

Капля – капелька;

Туча – тучка;

Ручей – ручеёк.

Воспитатель: - А теперь садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны в картинках, а вы скажете что увидели. (Показываются картинки о весне)

Дети: - Оживает природа и насекомые.

Медведь просыпается в берлоге.

Прилетают птицы.

Птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Появляются первые цветы.

Текут бурливые ручейки.

Воспитатель:- Молодцы ребята! А теперь отгадайте загадки о весне.

Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка … (мимоза)

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? (капель)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали?

Кривошеина Е. В., Купцова А. В. – воспитатели, Акшатина Н. А. – педагог-психолог, МАДОУ№ 99 г. Томск.

Цели:

  1. Систематизация и закрепление знаний детей о смене времен года, закрепление названий весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
  2. Развитие навыков элементарной исследовательской деятельности, логического мышления, физиологического дыхания. Воспитание бережного отношения к природе, гуманных проявлении в поведении и деятельности в природе.
  3. Закрепление навыков коллективной работы.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна) .

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …) . Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

Дидактическое упражнение: “Найди настроение. Покажи настроение”. (С использованием пиктограмм)

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое? ” Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее) . А лужи весной какие? (Весенние) . А небо, весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.

Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.

Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две “дорожки”: ранняя, поздняя весна)

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Подвижная игра: “Весна, весна красная”.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают

на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу) .

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет! ” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах! ”)

Весна приготовила для вас сюрприз.

Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется) . Давайте проверим. (Роняю) . Значит, она какая? (Хрупкая) . Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки) . Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Пальчиковая гимнастика:

“Кап-кап-кап звенит капель – (барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино)

Это к нам пришёл апрель”.

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Капель”)

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,

На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте позовем солнышко.

Закличка “Солнышко” (с хлопками) :

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам красный день! (хлопки над головой) .

Гимнастика для глаз:

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.

Что же можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Воспитатель: Ребята, а когда станет совсем тепло, мы с вами высадим наши цветы на клумбу нашего участка. Эти цветы будут радовать нас с вами всё лето, до самой осени.

error: