Домашняя работа: как научить ребенка самостоятельно делать уроки. Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов Как приучит ребенка делать уроки

Как научить ребёнка планировать время?

Разработаем алгоритм

Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам.

Но переход этот очень сложен для ребенка на первом этапе школьного обучения. Самостоятельно справиться он не может. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления. Надо учесть, что организм ребенка после восьми часов вечера должен готовиться к ночному отдыху. В этот период любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной. Поэтому выполнять домашнее задание надо в так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач.

Не выходите за временные рамки

Родители озадачены: «Готовим с ребенком домашнее задание, проверяем, а ребенок на следующий день ничего не помнит, рассказать ничего не может». Наблюдения показали, что все эти дети выполняли домашнее задание после девяти часов вечера. Возник вопрос: «Зависит ли успешность обучения, от временных рамок выполнения домашнего задания?» Ответ можно найти у ученых. В результате длительных исследований психофизиологи определили, что наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Именно поэтому программа школьного обучения рассчитана на утренние часы. Согласно проверенной теории, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого предполагается выделять на выполнение домашнего задания.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Полноценно и качественно запоминается материал только в периоды «активности» процессов головного мозга, и игнорировать их нежелательно. В противном случае даже выполненное домашнее задание не приносит желаемых результатов.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.

Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Ни для кого не секрет, что способ «убеждающего воздействия» для некоторых родителей — это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей. Попробуем рассмотреть «убеждение» как способ «мягкого» воздействия на ребенка, ставящее целью скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный способ является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание ребенка.

Прямой способ убеждения

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, поваром, шофером). Убеждающее воздействие — это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашние задания; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Примером может быть обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» или мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Но у этого способа есть подводные камни: огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только то, что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашнего задания может приблизиться к золотой середине? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности у детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило: «Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Петя приступил к выполнению домашнего задания по математике. Решил сразу воспользоваться помощью мамы — это удобно, не требует собственных усилий. «Петя, наверное, ты не знаешь с чего начать, поэтому просишь меня помочь?» — спросила мама. Петя ответил: «Да». Мама помогла: четко определила, как ему действовать, но не стала решать за него. У Пети остался один вариант: думать и делать самому. Подобное повторилось еще несколько раз, и у Пети невольно стала вырабатываться привычка брать в руки учебник, разбираться в непонятном для него задании. Впоследствии мама отметила, что сын самостоятельно работает с учебником и прибегает к ее помощи только в самых необходимых случаях.

Важно помнить!

Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Важно помнить!

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Порой родителям сложно понять, какой элемент или какую букву написал ребенок. Но, если попросить ребенка показать, какая буква получилась у него лучше всего, он укажет почти на все буквы. Для ребенка сам факт написания букв — уже успех, новая ступень в его развитии. В этот момент родителям нужно действовать под девизом «Не навреди!». Роль родителей — подбадривать ребенка, помогать, если ребенок что-то не понял или забыл, деликатно вносить изменения в работу ребенка. Если нужно внести коррективы, воспользуйтесь фразами: «Мне кажется, вот эта цифра у тебя получилась лучше...» или «Как здорово, что ты научился писать букву К! У тебя так красиво получилось! Молодец!» Такие фразы создадут внутреннее желание сделать еще лучше, стараться при написании букв. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Занятия же рывками не принесут положительного результата. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, а качество работы возрастет без нервного напряжения. В начале обучения у первоклассника плохо развиты пальчики. Бессмысленное переписывание можно заменить более интересным делом, например, лепкой, конструированием из «безопасных» спичек, вышивкой и т. п.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

. Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

Ребенок часто задает вопрос: «Зачем учить математику?» или «Почему я должен делать русский язык?» Использование «повседневных ситуаций» поможет ответить на эти вопросы. Применение этого способа не отнимет много времени. Способ предполагает путем демонстрации неожиданных и интересных проекций математики, русского языка и других дисциплин на повседневную жизнь поддерживать и развивать познавательную активность, позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Применяя этот способ, можно подготовить ребенка к приготовлению домашнего задания. Вы встретили его после занятий. Идете домой. Он рассказывает о школьных приключениях, знаниях, которые получил, читает объявления, вывески. В это время вы можете повторить всю фонетику: выделить гласные и согласные звуки, например, в слове «почта», поговорить о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках. Или, к примеру, дома вы разрезали торт, пирог. Теперь, для ребенка одна вторая, две третьих — это не пустой звук, а вполне понятное дробное число. Весь геометрический материал можно продемонстрировать на архитектуре города. Подготовить к решению задач можно с помощью вопросов: «Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?» или «Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?». Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя. Первый опыт ребенок получает в школьном буфете. «Мама, смотри: я купил в буфете пирожок, ты мне дала одну денежку, а теперь у меня их вон как много!» — радостно рассказывает малыш. Ребенку нравится его новая роль. Постепенно можно задать вопросы: «Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?» И не сомневайтесь, рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания. Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Как мотивировать ребёнка

Обязательно хвалите ребёнка - только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи. А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет. Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается оценок, то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение. Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много. Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Практические способы научить самостоятельной работе

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

Это интересно. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей. Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Видео: Обучаем малыша делать уроки самостоятельно

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Инструкция

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно учился в средних и старших классах, когда задания станут уже достаточно сложными, начинать учить его самостоятельности следует с самого первого школьного дня. Объясните ребенку, что уроки – это его прямая обязанность, и заниматься ими он должен строго определенное время каждый будний день. Установите для занятий такие часы, в которые вы поначалу сможете контролировать процесс выполнения домашнего задания. Контролировать – не значит и решать задачки вместе с ребенком, а наблюдать со стороны за тем, чтобы он не отвлекался на посторонние предметы – телевизор, игрушки и книги.

В процессе выполнения уроков могут возникнуть затруднения: рано или поздно он столкнется с задачей, которую не сможет решить сам. В таком случае ему следует помочь. Найдите похожую задачу или измените условия исходной таким образом, чтобы она незначительно отличалась в цифрах. Затем найдите в учебнике способ решения этой задачи и вместе с ребенком найдите правильный ответ. Если в процессе совместного решения вашего ученика «осенит» - не мешайте ему, пусть дойдет до конца задачи сам. Полезным будет также вместе поискать несколько альтернативных решений задания. Попробуйте превратить этот процесс в соревнование: кто изобретет решение – получит приз. Когда ребенок усвоит способ решения, он без проблем самостоятельно справится с исходной задачей.

Однако бывает так, что ребенок просто не . Тогда на помощь придет правильная мотивация. Не давите на ребенка. Просто наглядно покажите ему, что произойдет в случае, если он не будет учиться – тяжелая, плохо оплачиваемая работа и низкий статус в обществе напугают практически любого маленького лентяя. Для контраста расскажите ребенку о том, что ждет успешного ученика: захватывающие студенческие годы, престижная работа и хорошее вознаграждение труда.

Другой случай – когда ребенок хочет учиться, но не осиливает программу. В таком случае подход должен быть строго индивидуальным и осторожным. Родителям такого ученика стоит проконсультироваться с учителем и школьным психологом и строго выполнять их рекомендации. Главное - не дать школьнику потерять веру в себя и свои силы. В школе возможно успешное обучение не только за счет светлой головы, но и за счет усидчивости. А проявить себя можно в творчестве, спорте и других областях школьной жизни.

И последний совет. Вспомните себя в школе. Если вы не хватали звезд с неба, то не стоит ждать этого от ребенка. И наоборот – не давите на него своими отличными отметками в школе. Так вы его только озлобите или морально унизите. Помните, ваш ребенок самый уникальный, не сравнивайте его ни с кем и любите таким, какой он есть.

Вконтакте

Одноклассники

Не знаю, как Вашим детям, но моей дочери сегодня уже задали первые домашние задания. Так что покой нам только снится, не правда ли:)

1. Не хватайтесь за голову. Еще успеете:)

2. Сегодня – лучшее время для того, чтобы обсудить с ребенком новый режим выполнения домашних заданий (да и вообще новый режим дня после каникул). Постарайтесь поговорить с сыном/дочерью по душам. Очень искренне расскажите ему о том, почему качественно выполнять домашние задания так важно. Как всегда, подчеркивайте, что это – в интересах самого ребенка.

3. Дело вовсе не в оценках!!! Обязательно проговорите этот момент. Дело в усвоении новых знаний и навыков, которые очень пригодятся в будущем. Как пример вспомните какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда Вам действительно очень помогли знания или навыки, приобретенные еще в школьные годы. У каждого родителя в запасе есть парочка таких примеров, главное – хорошенько покопаться в памяти, что ради ребенка можно и сделать:)

4. Четко обозначьте ребенку, в какое время он должен готовить уроки. Я знаю, что есть дети, которые, не успев переодеться после школы, хватаются за учебники и тетрадки. Но есть и те, кто тянет кота за хвост до самой ночи, а потом впопыхах и, естественно, абы как строчит домашние задания. И то, и другое работает против Вас и Вашего ученика! В этом случае ребенок вряд ли будет доволен сам собой (про Вас и говорить не будем). А ведь важнейшее условие для формирования положительного мнения о самом себе – это удачное завершение дела. Успех порождает успех. Отсюда вывод: чем лучше с каждым разом у Вашего ученика будут получаться домашние задания, тем больше он будет хотеть засесть за них снова. Это естественное формирование внутренней мотивации. Так помогите же ребенку ее обрести!

5. Спокойно, но настойчиво объясните ребенку, в каком месте он должен готовить уроки. Не сочтите меня занудой, но этот момент крайне важен! Если уже сегодня-завтра Вы позволите своему ненаглядному чаду решать примеры на диване, упражнение по русскому языку выполнять в тетради, лёжа на ковре в гостиной, а стишок повторять в перерывах между поеданием бутерброда и потягиванием апельсинового сока, ждите головной боли. Домашние задания, скорее всего, будут сделаны кое-как. Но это еще полбеды. Значительно хуже другое: ребенок привыкнет (если еще не привык!) относиться к своим прямым обязанностям спустя рукава: делать то, что ему поручают, где-то, как-то, когда-то . А разве этого Вы хотите для своего ребенка?

6. Не спешите предлагать помощь! Не обесценивайте способности своего ребенка. Пусть сначала Ваш ученик сделает всё, что сможет, самостоятельно. И только после этого помогите разобраться с непосильным для него заданием.

7. И самое главное: делегируйте ребенку не исполнение – делегируйте ответственность. Приучайте ребенка к мысли, что за результаты домашних заданий несет ответственность только он сам – не Вы, не учитель, не сосед по парте.

error: