Что такое идеальный ребенок. Идеальные дети растут у неидеальных мам - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Что для вас значит – хорошая мама

Идеальный ребенок

В школе-то он лучше других, а вот дома…

Из разговора с мамой первоклассника Геры

Говоря о демонстративном ребенке, Вы, наверное, уже поняли то, что чаще всего такие дети жаждут не просто повышенного внимания к себе, а восхищенного внимания. Им хочется, чтобы ими восхищались. И они придумывают стратегию и тактику, чтобы это было действительно так, особенно если не обладают дарами, достойными восхищения. Прекрасно понимая, что от них требуют взрослые, им приходится всеми правдами и неправдами подстраиваться под эти требования, чтобы соответствовать определенным эталонам, уже буквально с первых лет жизни угадывая особенности этих «эталонов» для каждого из значимых для них людей.

Но если для каждого значимого для ребенка взрослого подобные «эталоны» субъективны, общественные эталоны имеют универсальный характер и выносят неоспоримый вердикт о воспитанности или же невежественности человека.

Поэтому «идеальный ребенок» отличается от других прежде всего своей воспитанностью. А воспитанность – это не просто бесконечные «спасибо» и «пожалуйста», но и следование общепринятым стандартам нормы своего времени.

Например, если в Древнем Риме в начале царствовала суровость нравов и спартанская простота была образцом для подражания, то на смену им в «Золотом веке» Римской республики пришли утонченность и изысканность вкусов вместе с изнеженностью, ставшие основой воспитания римлян. Для воспитанных людей появились новые образцы для подражания, и хорошие манеры полярно изменились.

Сменяются цивилизации и эпохи, сменяются эталоны «идеальных» людей, людей, которые могут быть только лишь виртуальными. Но раз есть такое подобие образца – к нему необходимо стремиться. И конечно, «воспитанность» – одно из непременных условий для идеальных детей.

Однако одним из важных стержней воспитания является целый комплекс запретов, отшлифовывающих «несовершенство» ребенка и лишающих его главных атрибутов детства – наивности и непосредственности. И безусловно, для ребенка раннего возраста вряд ли найдутся веские стимулы, чтоб обменять свое «чистое» восприятие мира на непонятные «правила» жизни. До трех лет во всем быть всегда идеальным, увы, невозможно.

Однако если ориентироваться на родительские понятия об идеальном ребенке, не опирающиеся на степень усвоения хороших манер, то уже и в этом возрасте дети могут быть для родителей идеальными: кому-то ведь нравятся шалунишки и капризули.

Правда, по мере взросления шалуна меняются и родительские идеалы, все более и более приближающиеся к стандартам общества, потому что в невоспитанности Вашего ребенка обвиняют прежде всего именно Вас. Ведь Вы на работе и в домашнем халате совершенно разные люди. На работе учтивы, а дома – грубы, на работе подтянуты, а дома расслабленны, на работе активны, а дома бездеятельны. Словом, часто ведете себя там и здесь по-иному, но не придаете значения этому. А ребенок Вас видит и тем и другим. Как общаетесь Вы с посторонними и как с родными. И ему невозможно понять, почему Вы меняетесь, как день и ночь, то одни, то другие, то в Вас дождик, то солнце. Но при этом его учите быть лишь «солнечным» для остальных, часто даже в ущерб своим собственным прихотям и желаниям, своему «я».

А отстаивая это «я», Ваш ребенок невольно конфликтует со всеми, и конечно же прежде всего – конфликт с Вами. Собственно говоря, даже кризис трех лет – это тоже один из моментов конфликта малыша, не желающего быть «идеальным». И его «нет», «не буду», «я сам» – как приманка внимания для мамы с папой.

Иначе говоря, во время возрастных кризисов дети волей-неволей, более или менее отличаются сами от себя появлением всевозможных нюансов демонстративного поведения. И если «вкус» повышенного внимания к ребенку из-за этих нюансов понравится ему, то и в дальнейшем он будет искать различные способы привлечения такого внимания, согласившись стать даже уже «идеальным», наконец поняв, что это значит.

Правда, ноша его елейно-приторной величавости, сделавшей его «образцовым», нередко настолько тяжела, что он в состоянии «нести» ее только при общении с незнакомыми или значащими для него неродными людьми. Дома же чаще всего Ваш ребенок эту ношу готов сбросить с плеч, превратившись из признанного вокруг всеми «пай-мальчика» в дерзкое, грубое существо. Правда, это бывает тогда, когда дома его «идеальность» Вам приелась настолько, что вы перестали обращать на все это внимание. А раз Вы безразличны к его «достижениям», значит, незачем Вам их ему демонстрировать.

Мне невольно вспоминается один пай-мальчик, Леша-Лешенька, как я его называла, потому что он был настолько хорошим и правильным, что просто Лешей его звать было даже неприлично. Такую «правильность», как у него, хотя бы ласковым именем, но выделить было необходимо. Я знала мальчика почти два года, вначале наблюдая за ним в детском саду, где вела свои научные исследования, а потом и в первом классе, куда мы перевели специально всю его подготовительную группу детского сада полностью, для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе, попавших в привилегированные условия по сравнению с другими детьми, так как были уже давно знакомы друг с другом. По тем временам это был совершенно уникальный эксперимент, и каждый ребенок буквально нянчился мною и моими лаборантами. А Лешу-Лешеньку не надо было нянчить вообще. Он сидел на первой парте перед столом учительницы, умудряясь на протяжении всего урока ни разу не шелохнуться, если для этого не было повода. Он не бегал на переменах, как остальные, хотя мы рекомендовали всем детям шумные игры, из-за которых на меня косо смотрели учителя вторых и третьих классов, не участвующих в эксперименте. Он всегда говорил только – «да», если его о чем-то просили. Он с готовностью выполнял все наши задания и тесты, не задавая лишних вопросов, как его одноклассники. Он всегда первым шел в наш кабинет на всевозможные медицинские и психологические обследования. Я не слышала от него громкого слова, кроме тихих, учтивых – «спасибо», «пожалуйста». А рисунки его относительно школы могли только лишь быть иллюстрацией самой благоприятной из всех нами выведенных типов такой адаптации.

Правда, «правильность» мальчика меня часто смущала. Иногда мне его было жаль. Таким правильным быть невозможно, возраст требует ведь своего.

Но он был для всех в классе удобным: бесконфликтным, спокойным, покорным и учительнице заменял маленькую ручную болонку, преданную до невероятности, понимающую с полуслова, узнающую все по глазам.

У меня даже не было повода раз в неделю беседовать с его родителями, слишком с ним было все хорошо.

Но однажды пришла его мама сама, высказать мне свое подозрение. У них дома стал кто-то резать палас. Кроме мужа и Леши, с ней никто не живет. Муж не режет, не режет она. Ну а Леша расплакался даже, когда это она у него вдруг спросила. Если б мальчик бы не был таким идеальным, то она бы ему не поверила. Но ведь Леша – особенный мальчик, я сама это ей говорила. Он не врал никогда ей и сейчас не соврет, но палас кто-то каждый день режет. Ну не будет же ее соседка, у которой есть ключ от квартиры, в свои семьдесят лет забавляться паласом.

– Нет, конечно, не будет. Дело Лешиных рук.

– Но Вы сами же мне говорили, что он идеальный.

– Из-за этого все это происходит. Ему надо же как-то потом разрядиться после этой своей «идеальности» в школе. Очевидно, нашел вот такую разрядку, чтобы выпустить свою энергию. Правда, это лишь предположение. Но его можно как-то проверить.

И проверили. Мама как-то пришла с работы раньше, чем сын вернулся из школы. Спряталась в своей спальне. Приоткрыла чуть двери. И увидела странное зрелище. Вбежав в комнату, на ходу сказав «спасибо» их соседке, помогавшей ему открыть двери, мальчик, бросив портфель, начал, словно безумный, носиться по комнате, прыгая словно мячик, выкрикивая непонятные звуки. А… потом, подбежав к письменному столу и схватив ножик для резки бумаги, он вонзил его, словно кинжал, в распластавшийся на полу серый палас и при этом кричал еще: «Так тебе, так тебе», будто бы мстил паласу, как человеку. Оказалось, палас был козлом отпущения за его идеальность на людях.

Когда дети дошкольного и младшего школьного возраста подчеркнуто соблюдают правила поведения в общественных местах, демонстрируя свою образцовость и благовоспитанность, психологи говорят о синдроме «позитивного самопредъявления».

И этот симптом часто культивируют сами родители, мечтающие об идеальном ребенке, а вернее, о своей комфортной жизни с ним.

Ведь если даже такой ребенок ведет себя так вежливо лишь только в присутствии кого-то постороннего, то все равно у его мамы с папой уже не будет тех проблем, которые так «сокращают жизнь» родителям гиперактивных, агрессивных, упрямых… словом, невоспитанных детей, которых осуждает наше общество.

Однако, кроме социальных стандартов «идеальности» своего ребенка, как уже говорилось выше, имеется у каждого из родителей и свой собственный эталон, включающий свои идеальные ожидания: от красоты внешности до моральных устоев.

Подобные идеальные ожидания появляются у большинства родителей еще до появления их младенцев на свет, а после рождения малышей служат основой для всех корригирующих родительских мероприятий ради «прекрасного» будущего их детей. «Прекрасного», по мнению их родителей, а не мнению самих детей. И сколько будущих Чеховых и Вересаевых никогда не осуществляют свои мечты, занимаясь более благородными делами по сравнению с теми, к которым влечет их призвание.

Идеальный ребенок – это плод воображения взрослых. Например, за огромную сумму в Америке Вам найдут такого идеального донора, чтобы был у ребенка подходящий цвет глаз, рост и все… все… вплоть до уровня интеллекта. И при этом Вы сможете осуществить все без участия мужа. Да и нужен ли он, если речь идет об идеальном ребенке?

Однако даже «идеальная» сперма приводит к рождению совершенно реальных детей. И чем больше особенности и характеристики реального ребенка не совпадают с виртуальным идеальным образом его в Вашей голове, тем больше проблем у родителей и их детей, проблем в их взаимоотношениях и взаимодействиях. Поэтому не слишком идеализируйте свое представление об «идеальном» ребенке.

А, воспитывая его «идеальным», постарайтесь сделать его не только комфортным и беспроблемным для Вас и Вашего окружения, учитывайте и интересы самого ребенка, особенности его характера и интеллекта.

Ваш ребенок не должен быть примером «всегда и во всем», в выполнении Ваших родительских требований, потому что он просто не может всегда и во всем соответствовать им.

Ваши требования должны быть ре-аль-ны-ми, предназначенными для ре-аль-ных детей. Ну а как из реальных сделать Вам идеальных?

Постарайтесь вначале сами понять, каким хочется видеть ребенка. Что желательно в нем, а что нет? Напишите те качества, о которых мечтаете. Запишите, которыми он обладает, и сравните два списка. Чем больше окажется совпадений в двух списках, тем ближе Ваш ребенок к желаемому идеалу ребенка. А чем больше ребенок соответствует Вашим всем ожиданиям, тем меньше Вы его «отвергаете» дома. Да, да, да, идеальный ребенок – это прежде всего неотверженный Вами ребенок. Ну а добрый ли он или нет – это уже зависит от Ваших стандартов.

И чтобы отношения между «отцами и детьми» были бы идеальными, необходимо, чтобы родители понимали своего ребенка и знали бы, что таится у него на душе в данный момент: с кем он дружит, с кем ссорится, о чем мечтает, кого любит, кого ненавидит…

И ребенку полезно узнать это же в отношении мамы и папы.

И тогда, может быть, в самом деле у Вас будет с ребенком лишь минимум всевозможных проблем, в основном возрастных или же временных, связанных с ситуацией.

КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком с синдромом «позитивного самопредъявления»

Не подчеркивать его демонстративность.

Объяснять ему, что вежливость не должна быть только показной и казаться постоянно лишь обузой.

Уделять достаточное внимание ребенку при любых обстоятельствах и повышать его самооценку.

Не ругать за грубость дома, а пытаться разобраться – почему, почему он как хамелеон.

Помнить, что ребенок «подражает» Вам, и давать ему хорошие примеры для такого «подражания», особенно в семье.

Не «дрессировать» своими воспитательными воздействиями ради благополучия других.

КАК РОДИТЕЛЯМ ПРИБЛИЗИТЬ образ реального ребенка к «идеальному»

Любить его безоценочной любовью.

Не пытаться сделать из него «комфортного» ребенка для себя и окружающих его людей.

Повышать его самооценку.

Четко представлять самим, в чем же должна заключаться его «идеальность», и стремиться воспитанием приблизить его образ к ней, не травмируя при воспитательных воздействиях его реальный образ.

Давать право на ошибки.

Уяснить самим, что «идеальность» – это весьма относительное и недосягаемое понятие.

КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком с синдромом «позитивного самопредъявления»

Заставлять быть «пай-мальчиком», образцовым ребенком.

Превращать его вежливость в культ.

Ради вежливости обучать лицемерию.

Уязвлять «Я» ребенка в домашних условиях.

Осуждать его демонстративность.

Требовать от ребенка лишь отличных отметок.

Уделять ему минимум необходимого внимания.

Ситуация для родителей

За то, что шестилетняя Надя не сказала «до свидания» уходящей от них соседке, обидевшей девочку, мама выругала ее, назвав невоспитанной и нехорошей, доведя этими словами до слез.

– Нет, не я нехорошая, а она нехорошая, – защищалась, как могла, всхлипывая, Надя. Но мама вместо того, чтобы успокоить свою дочь, поставила ее в угол, приговаривая:

– Я тебе покажу, как дерзить. Ты должна слушать взрослых и быть с ними вежливой, если даже они обижают тебя. Понимаешь, должна и обязана.

Но Надя всхлипывала все сильнее и сильнее.

? В чем ошибка поведения мамы Нади?

Идеальный человек, скорее всего, похож на дистиллированную воду, настолько идеальную, что не имеет вкуса. А каково, если вода без вкуса?

Когда-то в бывшем СССР идеального человека называли «голубым человеком» по аналогии с названием книги Лазаря Лагина, известного многим автора «Старика Хоттабыча», «Голубой человек». Это сегодня понятие «голубой» вызывает несколько иные ассоциации, а в середине XX века книга Лагина «Голубой человек» превратила это понятие в идеального человека, в человека с настолько высокими моральными качествами, что вряд ли можно поверить, что такие люди вообще существуют.

По идее романа, советский юноша Георгий Антошин благодаря фантастическим обстоятельствам переносится из пятидесятых годов прошлого века в Москву 1894 года, где среди людей дореволюционной России он, уже успевший пожить в «светлом завтра», кажется всем голубым.

Сам писатель, разъясняя смысл слова «голубой», ссылается на беседу с неким семинаристом, поведавшим ему, что словосочетание «голубой человек» идет из актерской среды. Так называли героев пьес, которые не курили, не пили, не обращали никакого внимания на девушек, зато думали – как принести пользу народу.

Все это было настолько неестественно для жизни, что актерам играть такие роли казалось противно, а умудренные житейским опытом зрители считали, что таких людей на свете просто не бывает, что это – «несуществующие» люди, как «идеальный человек» Платона.

А когда речь идет об идеальных детях, то мы хотим от них гораздо больше, чем мог позволить себе самый идеальный голубой из голубых несуществующих людей.

Так надо ли быть Вашему ребенку голубым, в высоком смысле этого понятия?

Не жить же ему в самом деле на острове Утопия, где очевидно, может, пригодились бы такие качества.

Да, но «утопия» – такое место, которого на свете нет. А выдумавший это государство лорд-канцлер при дворе английских королей, прославленный им Томас Мор, вначале «потерявший голову» от своих фантастических грез в переносном смысле, в итоге все-таки лишился головы на эшафоте в своей неутопической стране.

Так что не стоит, чтобы идеальность ребенка стала его утопической чертой.

Недаром одно из коротких изречений, дошедших к нам из Древней Греции, семи известных мудрецов, написанных в дельфийском храме, уже тогда гласило: «Мера – важнее всего». И в идеальности тоже должна быть мера.

Из книги Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях автора Нефедова Марина

Мой ребенок – вор? – Катя, в ящике стола лежали пять тысяч, ты не брала?Катя мотает головой.– Я вчера у Лешки видела пятьсот рублей, – вставляет Лиза. – Спрашиваю: откуда? Говорит, не твое дело, накопил.Света идет в детскую. Из карманов брошенных на пол Лешкиных штанов

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Как растет ребенок? У годовалого ребенка темпы физического роста несколько замедляются, зато нервно-психическое развитие прогрессирует не по дням, а по часам.К своему первому дню рождения ребенок весит от 10 до 12 кг, имеет рост от 75 до 85 см, окружность головы 46–47 см, а во

Из книги Ультрасовременный ребенок автора Баркан Алла И.

«Мой ребенок ничего не ест» Другая проблема, вызывающая беспокойство у родителей, а тем более у любящих бабушек, – стойкое снижение аппетита у ребенка.Аппетит (от латинского appetitus – стремление, желание) – приятное ощущение, связанное с потребностью в пище, а также

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

«И остался у мамы-козы только один деть», или Одинокий неодинокий ребенок (С какого возраста Ваш ребенок может оставаться дома один) И еще одна особенность современного ребенка – это частое вынужденное одиночество из-за того, что родителям приходится много работать или у

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Педагогическое наследие автора Корчак Януш

Как развивается ребенок В общении младенца, как и прежде, главенствующая роль принадлежит обычно положительным эмоциям. Плач, крик отходят постепенно на задний план. У многих малышей все больше совершенствуется лепет, младенец чаще и отчетливее произносит вслух

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Застенчивый ребенок Учащается пульс, повышается адреналин и кровяное давление, сильно бьется сердце, выступает пот, в животе «что-то замирает», лицо бледнеет или, наоборот, краснеет до пунцовости, движения становятся неловкими, речь – тихой, невнятной… Кому не знакомо

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна Из книги автора

Наедается ли ребенок? Как я могу узнать, что мой ребенок получает достаточно молока?По истечении первого или второго месяца вы будете интуитивно знать, что ваш ребенок получает достаточно молока. Он будет тяжелее и по весу, и на вид. В первые несколько недель, однако, это не

Из книги автора

Односторонний ребенок Если ребенок предпочитает одну грудь другой или берет только свою любимую, не волнуйтесь. Дети быстро узнают, какая грудь работает лучше, и остаются с более легкой стороны. Кроме того, дети обычно прекрасно растут, получая питание из одной груди.

Из книги автора

Недоношенный ребенок Эти особые дети имеют особые потребности: они нуждаются в дополнительном питании и повышенном уходе.Вот когда кормящая мать проявляет себя во всем блеске. Последние достижения в интенсивной терапии новорожденных увеличили ваши шансы на то, чтобы

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и самым мужественным, кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь, за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей, т. е. о воспитании идеального ребенка.

А если вдуматься, какой он, идеальный ребенок? И что это вообще такое?

С самого рождения он ночью спит, не плачет, не болеет, читает и играет на скрипке. К тому же веселый, жизнерадостный и больше всего любит порядок. Затем учится сразу в четырех школах (общеобразовательной, художественной, музыкальной и спортивной) и всюду - на «отлично». Имеет врожденную неприязнь к компьютерным играм, чипсам, сигаретам и сомнительным компаниям. Насобирав до одиннадцатого класса сто килограммов грамот, дипломов, кубков и медалей, успешно сдает экзамены и поступает в академию академий, откуда выходит академиком-бизнесменом и, за год-два, сбив мультимиллионное состояние, женится на скромной не ленивой девушке, которая очень нравится его маме.

Все дети, которые безупречно себя ведут, никогда ни в чем не ошибаются, изо всех сил стараются угодить родителям, воспитателям и учителям, на мой взгляд, довольно скучны.

А те дети, которые наиболее симпатичны, всегда самые яркие и интересные личности, - у всех у них есть какой-нибудь замечательный изъян. Они любят пошалить, могут взорваться, если с ними споришь, или отличаются склонностью к лентяйничанью. Наверняка, вы своей жизни тоже встречали многих прекрасных детей, которые потом превращались в изумительных взрослых, но, положа руку на сердце, можете вы назвать их идеальными? Конечно, нет!

Дети не должны представлять собой уменьшенных взрослых. Они должны обладать недостатками, от которых положено избавляться взрослому человеку. Если мы вырастили идеального ребенка к десяти годам, значит, можно отправлять его уже сейчас учиться на банкира, потому что оставшиеся годы детства такому ребенку уже не нужны. Однако детство именно для того и нужно, чтобы быть детьми. И, на мой взгляд, даже лучше, если с возрастом не исчезает абсолютно все детское несовершенство. Кому нужен взрослый ребенок, у которого в глазах никогда не промелькнет озорная искорка или намек на необдуманный поступок, у кого не осталось ни капли смешливости и безрассудства?

Помните, как в стихотворении Эдуарда Успенского?

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?

К нам приходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш этаж?

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?

Значит, слон не танцевал?

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Дети должны озорничать и проказничать, иначе это будут не дети! Дети должны радоваться, достигая успехов, лить слезы, терпя неудачи, познавать взлёты и падения, ведь только таким образом происходит развитие!

Конечно, нельзя оставлять ребенка на произвол судьбы и ждать, что из него вырастет что-то путное. Нужно помогать, направлять, советовать, давать попробовать …

Нельзя только заставлять и ломать. Прислушивайтесь к желаниям и призваниям ребенка, развивайте его таланты, и тогда в каждой семье вырастет по-своему идеальный ребенок!

Утверждения о правильности и неправильности касаются ведь не только матерей, но и детей. Где-то ведь в мире («Инстаграме») есть какие-то такие офигенные, идеальные дети с набором каких-то желательных качеств.

Я тут на досуге решила пофантазировать о том, что такое должны делать дети, чтобы стать идеальными. Думала, конечно, о своих спиногрызах, но получилось довольно занятно.

Во-первых, мне оказалось очень трудно придумать утверждения без частицы "не". Ну, т.е. мы чаще всего точно знаем, чего наши дети делать не должны: не должны сидеть много за компом, не должны ругаться и злиться, не должны грубить, не должны много есть сладкого или разбрасывать игрушки. А вот что должно быть вместо этого? И эти утверждения рождаются с трудом.

У меня они оказались очень забавными, про то, что дети должны контролировать своё поведение, должны грамотно распределять своё время, должны слышать меня с первого раза, должны поддерживать чистоту, должны любить читать, должны заботиться о других, должны тихо себя вести и т.д.

И вот когда я написала и вслух прочитала эти утверждения, то вдруг подумала, что, судя по описанию, ни хрена это не дети получаются, а очень даже взрослые, причём очень примерные и воспитанные взрослые. Даже мне тяжело быть такой, да и противно, если честно.

Из каждого утверждения росли такие забавные ноги рассуждений, про то, как я отношусь к этому на самом деле.

Так, например, утверждение про то, что дети всё должны понимать с первого раза, встретило внутри меня протест в вопросе: "А как тогда они будут слышать себя, если всегда будут некими локаторами-пеленгаторами для чужого мнения?" Или утверждение, что они должны всегда соглашаться с родителями, вызывает во мне негодование на тему, а как тогда они будут строить свою жизнь, если будут вечно слушать меня. И готова ли я всю жизнь подсовывать им решения для их жизни, чтобы они с ними соглашались.

Многие утверждения были прямо противоположными или невыполнимыми, но при этом они были в моей голове. То, что я съела, не прожевав, не почувствовав вкуса, приняв на веру. Теперь, когда я говорю это вслух, меня сворачивает от отвращения и почти тошноты, вызывает оторопь и неприятие. Но, только сказав это вслух, рассмотрев и подвергнув сомнению, я смогла развенчать эти утверждения.

И мне важно не "чтобы они обязательно читали", а чтобы проявляли любознательность, не "всегда со мной соглашались", а были в безопасности, не "играли тихо", а чтобы у меня была возможность побыть в тишине.

Оказалось, что в этих утверждениях очень много про меня, про мои потребности, чтобы мне стало с ними легче, чтобы наши отношения были в безопасности, чтобы было место для моих желаний. Это уже другая история, на фига мне заворачивать свои потребности и желания в такой кулёчек из детей и того, чего они мне должны. Но то, что это мало имеет отношения непосредственно к ним, - это факт. У кого-то может быть иначе, и это нормально.

«Детство – это самое счастливое и беззаботное время в жизни», — любят повторять взрослые. Однако вряд ли с этим утверждением согласятся те дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, стремясь воспитать «идеального ребенка».

Всем на зависть будет Петя, лучшим мальчиком на свете

Редкие родители воспринимают рождение малыша, как дар Божий и растят его в безусловной любви, развивая природные наклонности своего чада. Гораздо чаще уже к моменту рождения младенца будущие мама и папа, бабушки и дедушки имеют ряд ожиданий, касающихся того, каким должен быть ребенок : его внешность, способности, успеваемость, будущая профессия. «Будет врачом, как дедушка», «Красавица вырастет», «Непременно летчиком станет, мне-то не удалось», — малыш еще в пеленках, а по отношению к нему у родных уже масса ожиданий, которые он должен будет оправдывать.

Но это еще не все. Не успел малыш родиться, его уже оценили по шкале Апгар, а каждый месяц детский педиатр сверяет со своими таблицами («Что-то вы его не докармливаете»), выясняет, что кроха умеет делать и сравнивает с нормами («Головку еще не держит – не порядок, из поильника не пьет сам — не хорошо!»). Так к родительским ожиданиям добавляются требования общества и некие усредненные медико-педагогические нормы – что в каком возрасте ребенок должен уметь делать.

Масла в огонь подливают мамочки в парках и на детских площадках: «Как, он у вас все еще в памперсах! Наша уже давно на горшок просится!», «Ой, а Ванечка у меня уже и читает и считает до ста!». И молодая мама в ужасе – Ванечка уже читает, а наш-то еще даже алфавит не освоил!

Вот и давайте представим себе «счастливое» детство такого ребенка. Его кормят насильно, если он не добирает, по мнению педиатра, вес, его лишают маминого молока, потому что по нормам пора отучаться, усаживают на горшок, потому что соседская Катя уже давно сама просится и заставляют ходить в спортивную школу, так как папа мечтает вырастить второго Кафельникова. Картина, конечно, несколько утрированная, и все же… Каким должен быть ребенок?

Идеальный ребенок

Помните телевизионную рекламу: «Если бы ребенок ел строго по часам, то это был бы не ребенок, а часы с кукушкой»? То же самое можно сказать и про нормы развития: если бы ребенок строго соответствовал всем требованиям к его развитию в каждом возрастном периоде – это был бы не ребенок, а робот. Ведь любые нормы – это очень усредненные параметры развития, и они весьма относительны. А каждый ребенок – индивидуален. Это понимает любой грамотный педиатр и педагог. Поэтому, если ваш педиатр настаивает на отлучении полуторагодовалого карапуза от груди, только потому, что к двум годам грудное вскармливание следует прекратить – смените педиатра.

Хороший врач знает, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и объяснит маме и папе, что нормы — это лишь ориентиры и беспокоиться стоит только в том случае, если развитие ребенка по тому или иному параметру оказывается за пределами границы нормы. Но и здесь не нужно торопиться с выводами — следует сначала понаблюдать за ребенком и провести дополнительную диагностику. Любой грамотный педагог и педиатр скажут вам также, что детей идеальных, четко вписывающихся абсолютно во все возрастные нормы физического и психического развития попросту не существует.

И уж тем более спокойно нужно относиться к советам окружающих о том каким должен быть ребенок и похвальбам своими чадами соседских мамочек. Ну разные у всех детей темпы развития, а то, что Ванечка читает в четыре года вовсе не означает, что из него Эйнштейн вырастет! Каждой маме, вполне естественно, хочется похвалиться достижениями своего ребенка. Порадуйтесь вместе с ней, но ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми своего малыша, помня об уникальности и индивидуальных темпах развития.

Что же касается любителей раздавать советы, то здесь важно знать — советчики таким способом самоутверждаются. И о каких бы добрых намерениях они в этот момент ни твердили, вы же помните куда ведут те самые благие намерения? Непрошеные советы лучше пропускать мимо ушей, а уж если вы действительно нуждаетесь в совете медицинского, педагогического или психологического характера – идите за ответами к профессионалам.

Родительские ожидания о том каким должен быть их ребенок

Стань таким, как я хочу

Родительские ожидания сломали немало человеческих судеб. Она любила петь и у нее были явные задатки, но мама настояла на медицинском институте. Ему нравились шахматы, но папа хотел вырастить великого хоккеиста. Она любила Сашу, но вышла за Вову, потому что мама не хотела, чтобы дочь стала женой военного и уехала от нее на край света. Продолжать можно до бесконечности. А итог один: дети проживают несчастливую жизнь. Ведь каждый человек должен жить своей судьбой, следовать своим наклонностям и развивать свои способности, а не удовлетворять честолюбие родителей.

Может быть, это утверждение и покажется слишком жестким, но факты неумолимы: сверхожиданиями «награждают» детей те родители, которые сами в жизни не смогли состояться. Свой жизненный неуспех в той или иной области человек пытается компенсировать за счет своего ребенка, объясняя ему каким он должен быть . Иные дети протестуют, когда родители требуют: «Стань таким, как я хочу!», идут им на наперекор, конфликтуют. Другие же и не противятся, так как любовь к маме и папе заставляет ребенка всеми силами стремиться оправдывать их ожидания. Но внутренний конфликт между родительскими ожиданиями и собственными желаниями и задатками приводит к колоссальному напряжению, в результате такие дети обычно много болеют и страдают разного рода неврозами.

Так что же теперь, совсем не иметь никаких ожиданий по отношению к своему ребенку? Постарайтесь разобраться со своими родительскими ожиданиями, и чтобы не испортить жизнь и себе и наследнику, попытайтесь понять, откуда они взялись. Не реализовались в чем-то сами? Так зачем же вы хотите заставить своего ребенка проживать вашу жизнь? Доставляет удовольствие хвастаться успехами чада перед друзьями и коллегами, поэтому вы требуете от него сверхдостижений? Или над вами довлеют стереотипы: каждый нормальный ребенок должен хорошо учиться, быть бойким и легко знакомиться, научиться читать к шести годам, есть манную кашу и так далее и тому подобное? Будьте честны сами с собой, это убережет вас в будущем от многих бед и разочарований.

Каким должен быть ребенок ? Законы психологии столь же неумолимы, как математические законы и законы природы. Если к ребенку предъявляются завышенные ожидания и сверх требования, если его заставляют идти против собственной природы, то в будущем такой ребенок вырастет невротической личностью или будет склонен к разного рода зависимостям (алкогольная, наркотическая, игровая). Исключений не бывает.

Давайте не будем стремиться растить идеального ребенка, гораздо важнее вырастить счастливого, самостоятельного человека, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. А вырастить счастливого человека могут только счастливые родители. Так что направляйте свою энергию не на воспитание идеального наследника, а на собственное развитие. Если вы оставите в покое своего ребенка, считают психологи, ему это пойдет только на пользу, ведь в каждом младенце есть божественное начало и важно лишь не задушить этот росток.

error: