Национальный костюм латвии. «100 символов культуры». Латышский народный костюм Национальная одежда латышей

Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.

Литовский народный сценический костюм

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Женский костюм

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
1) туникообразные,
2) туникообразные с наплечниками,
3) с поликами, пришитыми по основе,
4) более поздние, на кокетке.
За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liетепé). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.


Литовский народный костюм Аукштайтии (2)

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
Литовский народный костюм Дзукии (2)
Литовский народный костюм Жямайтии (3)

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки . Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

Региональные особенности

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.

Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.

Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы - «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Мужской костюм

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.

Литовский народный костюм Сувалкии (1)
Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние - на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Литовский народный костюм Жямайтии (1)
Литовский народный костюм Жямайтии (2)
Литовский народный костюм Дзкуии (3)

Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки . Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).

В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:

Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Женский костюм

Костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

Рубашка. Имеются данные, что до девятнадцатого века рубашку не шили, а она представляла собой просто отрез ткани, который обматывали вокруг тела и подвязывали поясом. Ливы носили рубашки, которые имели длину ниже талии. Рубашка состояла из двух кусков ткани, переднего и заднего, которые скрепляли на плечах (позднее их сшивали) и затягивали плетеным поясом. Рубашка, состоящая из двух кусков, была прототипом рубашки со сшитым верхом, а рубашка, которую обматывали вокруг тела, впоследствии стала сшитой рубашкой со складками или сборками.

Пояс. Пояс (josta) в основном служил для скрепления рубашки, а также для опоясывания талии, чтобы обеспечить свободу движения. К слову сказать, узорчатые пояса носили только женщины; считается, что узоры связаны с культом плодовитости. В восемнадцатом и девятнадцатом веках ливы не носили расшитые узором пояса, так как символом плодовитости был фартук. Пояса были разными по длине; длинные пояса, по три метра и более, обматывали вокруг талии несколько раз.

Мужской Костюм

Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

На стиль мужского костюма оказала влияние также военная форма, особенно в деталях, таких как лацканы и вышивка. Женщины обычно сами шили свои костюмы, а мужчины прибегали к услугам портного. Кафтан и брюки для повседневной носки обычно шили из серого домотканого сукна; праздничная одежда была белого цвета. С длинным кафтаном носили пояс. Для восточных регионов характерным был плетеный пояс; кожаный, металлический или кожаный с металлом был типичным для западных (Курземе (Kurzeme)) регионов. До середины девятнадцатого века брюки были ниже колена и заправлялись в вязаные чулки, которые были до колена. Длинные брюки стали популярными в конце века. Самым распространенным головным убором была широкополая шляпа из фетра, украшенная лентой. Летом носили шляпы из соломы.

Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники. В холодное время года надевали несколько пар чулок. С древних времен и вплоть до двадцатого века ступни оборачивали тканью. Для праздников существовали ботинки или туфли, которые свидетельствовали о зажиточности их владельца.

Украшения

Количество украшений на национальном костюме также свидетельствовало о материальном достатке его владельца и его статусе. Рубашки и шали скреплялись брошами. Броши, изготовленные с семнадцатого и по девятнадцатый век, были исполнены в стиле Ренессанс и Барокко, а также с учетом местных художественных традиций. Большинство украшений было из серебра. В Курземе броши покрывали бронзой. Иногда их украшали красными или синими камнями. Для южных областей были характерны янтарные броши, янтарные бусы и двойной ряд пуговиц или пряжки. Броши и пряжки с выгравированными узорами солнца демонстрировали символическую связь янтаря с солнцем.

Орнаменты

Праздничные костюмы были украшены вышитыми, плетеными или вязаными узорами для того, чтобы сделать их более выразительными, выделяющимися и оригинальными. Для народного искусства Латвии характерны геометрические узоры; они состоят из отдельных элементов, составляющих единую композицию. Вполне вероятно, что замысловатые рисунки являются формой письма, способом передачи идеи или желания. На латышском языке письмо и орнамент обозначаются одним словом. Иногда узор или raksts, состоит из непрерывно меняющихся рисунков. Традиционные орнаменты и декоративные рисунки сохранились прежде всего в национальных костюмах.

Цвета играли важную роль в украшении костюма. Преобладали белый и серый цвет, так как костюмы были сшиты из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. В древние времена пряжу красили с помощью натуральных красителей, изготовленных в основном из местных растений. В узорах на варежках, шалях и поясах использовали сочетания из четырех цветов - красного, синего, зеленого и желтого. Эти цвета повторялись в различных оттенках и пропорциях на каждой части костюма из шерсти. Вероятно, строгое соблюдение традиций в отношении цвета связано с магическими значениями.

Белый цвет с его магическими ассоциациями занимает особое место в латышском фольклоре. Само слово "белый" является синонимом чистоты, добродетели и просветления (просвещения). Считалось, что белый цвет больше всего подходит для праздничной одежды.

Местные различия

В каждом регионе Латвии существовали свои ярко-выраженные традиции в отношении костюмов.

Привязанные к дому и земле, крестьяне имели представление только о том, что происходит в непосредственной близости и не знали о традициях и привычках в отдаленных деревнях. Все, что было необходимо для создания национального костюма согласно местной традиции, находилось под рукой дома.

До тех пор, пока соблюдались эти традиции, национальные костюмы сохраняли характерный для них покрой.

Сшитые в домашних условиях повседневные костюмы дольше сохраняли традиционный облик, чем праздничные, которые были больше подвержены влиянию городской моды. Исключение составляют некоторые регионы в Курземе-Ницы (Kurzeme-Nica), Руцаве (Rucava) и Алсунге (Alsunga) – где праздничные костюмы оставались неизменными до середины двадцатого века, хотя обычная одежда покупалась в магазинах.

Традиции в отношении национальных костюмах живы в этих регионах и по сей день.

В традициях и культуре Латвии - варежка символизирует характер и судьбу человека. Поэтому важно выбрать такие символы-обереги, чтобы ваша жизнь сложилась так, как мечтается.
Одним словом - какой орнамент и узор - такая и судьбa

* * *
Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.

Официально - в Латвии до 2009 года насчитывалось 553 самоуправления. Сейчас их объединили в 109 краев. Это не просто цифры, так как практически каждое самоуправление - это своя традиция в национальных костюмах и выборе орнамента. Любители этнографии легко распознают какой костюм из какого края...

Мы ограничимся основными четырьмя регионами - Курземе, Земгале, Видземе и Латгале и характерными для них элементами орнамента

КУРЗЕМЕ отличительные особенности
Западный регион Латвии, Курземе - это ветреный берег Балтийского моря с маяками, порты Лиепаи и Вентспилса, пустынные пляжи и рыбацкие поселки в дюнах. Неповторимая архитектура Кулдиги и других Курземских городов - это настоящая национальная гордость страны. Тут находится один из самых широких водопадов в Европе - Вента Румба и конечно красивейшие места для сельского туризма Этнографический регион Курземе охватывает сравнительно большой западный Регион страны, и поэтому в вариантах узоров и в сочетаниях красок отмечается очень большое разнообразие.
Резко отличаются варежки Северной Курземе и Южной Курземе
В Северной Курземе – преобладают узоры - звездочки или солнышко, которые соединены промежуточными узорами-мотивами
Орнамент верхней и нижней части не отличается, но в промежутке между манжетам и варежкой принято включать полоску узора – «перевяз»
Для рабочих варежек характерны мелкие узоры, а вот для подарочных - крупные и с яроко-выраженным геометрическим стилизованным мотивом цветов или звезды
Цвета чаще всего выбирают на контрасте:
Черный– белый
Красный – желтый
Красный – синий
Черный – синий – оранжевый
Черный – зеленый – красный
...а также цветовая гамма характерная для Ливов: светло-зеленый в сочетании с темно-синим.
В Южной Курземе - на темном фоне - черный или темно-коричневый, темно-синий, индиго - используют ярко-красный, зеленый, синий, желтый.
Крупные стилизованные узоры перемежаются мелкими «техническими» квадратиками, полосками, зигзагами.
В «перевяз» между манжетам и варежкой всегда включаются три полоски основного цвета варежки, а сам «перевяз» радикально отличается от основной гаммы варежки
Бахрома – как начало варежки – это отличительная особенность девичей или незамужней женщины.
В остальных случаях варежку принято начинать зубчиками

ЗЕМГАЛЕ отличительные особенности
Центральный регион Латвии, Земгале - тут сплелась история веков: земли древних Земгалов, замок Ливонского ордена, Елгава - до 1917 года Митава, Рундальский дворец. Ну и конечно удивительная природа: национальный парк Тервете со своими древними и самыми высокими соснами, живописное левобережье Даугавы, замки и традиционные для этих мест поместья.
В Земгале чаще чем в других районахвстречается яркая гамма: красный рубиновый, сине-зеленый, зеленый мох, фиолетовый индиго, желтая охра или красный терракот в сочетании с белым или "небеленкой" (естественный цвет козьей шерсти)
Мелкие и крупные мотивы узора - «солнышко», « звезда», «речка» и стилизованные цветы - перемежаются с промежуточными мотивами или продублированными элементами для упрощения вывязывания многоцветных композиций
Манжеты для рабочих варежек редко повторяют сам орнамент ладони. Это, скорее, узоры так называемых «технических» петель, стянутые крестики, жгуты, косички и квадраты или вывязанная «резинка»
Отличительной особенностью Земгальских Праздничных и Ритуальных варежек является вышивка по контуру крупного узора. Начало такой варежки и манжета многоярусное - иногда под бахромой вывязываются зубчики. Для этого выбираются яркие расцветки и сочетания:

Чёрный - серый - бордовый - синий
Синий– зеленый мох – терракот – желтый охра
Белый – черный – красный терракот –фиолетовый индиго
В манжетах Праздничных и Ритуальных варежек Земгале (Аугшземе – юго-западная часть Земгале ближе к Латгалии) могут использоваться мотивы, не повторяющие по тематике орнамент ладони - это самостоятельные и усложненные мотивы.
В таких случаях - граница манжета и ладони выделяется жгутами или лентообразным мотивом., которые так же, могут быть использованы и для разделения общего рисунка ладони на отельные и самостоятельные мотивы.

ЛАТГАЛЕ отличительные особенности
Юго-восточный регион Латвии, Латгале - край множества красивых озер и отличное место для активного отдыха. Так-же Латгалия - это духовный центр католиков, тут расположена знаменита Аглонская базилика и аббатство XVIII века. В августе, в день успения Девы Марии, сюда направляются паломники многих стран мира..
Добавим несколько характерных приемов для Латгале:
В Латгальских варежках доминируют яркие цвета, гамма перекликается с гаммой в варежках Земгале, ее юго-восточной части Аугшземе. В орнаменте популярны мотивы узора без промежуточных полос. Активно используются узоры “Усиньш” “воды Мары” “Солнышко” – узорчатая патентная вязка
Манжеты, преимущественно: лентообразные, жгуты-обручок в один ряд или несколько рядов образуя косички. Возможны так же ажурные полосы, которые могут быть переплетенными или волнообразными имитируя тем самым “зубчики” характерные для поместья Руцавы

ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА

Любимым украшением латышей всегда была САКТА – медная, латунная или серебряная брошь, отделанная драгоценными камнями – аметистами, рубинами….но чаще всего, конечно же, янтарем.;

Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню. Поэтому её дарили и дарят только близким людям. Сакту очень ценили, она была у любого латыша.
Как бы не печалила Яна
Пустота в его карманах,
Сакту не продаст батрак,
- поётся в одной из народных латышских песен.

Сакты были любых размеров, маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли ”виллайне” – наплечное покрывало.
Формы сакт и традиции их ношения были неодинаковы в разных районах.
На юге Курземе ”виллайне”скрепляли на плече так называемыми ”кучевыми сактами” – набором сакт, наложенных одна на другую
В Латгалии ”виллайне” набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой.
Распространены были кованые сакты с выпуклостями наподобие пузырьков, украшенными гравировкой. Мелкие и крупные выпуклости на сакте образовывали цветочный узор или узор ”солнышко”
В настоящее время латышские мастера работают почти во всех отраслях художественной обработки металла. Их изделия весьма разнообразны: от
монументальных предметов, употребляемых для украшения зданий или улиц, до тончайших ювелирных украшений
И по-прежнему сакта, как говорят модельеры,
собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и современное платье.

Сакта всегда возглавляет ансамбль, подчёркивает традиционные для латышей зелёные, жёлтые,серые, кирпичные цвета. И, конечно, сакта обязательно входит в праздничный национальный костюм. Не случайно даже самый популярный магазин подарков в Риге называется ”Сакта”.
Сакта - найденная во время археологических раскопках Баусского могильника в 1984 году под руководством Мары Атгазе - это подковообразная брошь с шестигранным кругом и многогранными концами, которые украшены свастикой, была обнаружена в могиле 40-45-летнего мужчины.Судя по инвентарю могилы, умерший был торговцем.
Подковообразные броши со свастикой свидетельствовали об особом статусе и благополучии хозяина

ЛИЕЛВАРДСКИЙ ПОЯС

Тканый пояс, шириной с ладонь, длиной около четырех метров, их несколько раз оборачивают вокруг талии. На первый взгляд – ничего особенного, просто деталь латышского национального костюма. Однако это далеко не так.
Один из самых древних и самых могущественных оберегов - этот пояс был назван Лиелвардским по названию одного местечка под Ригой, Лиелварде, где найден его самый древний образец.
Существуют традиции ткачества Лиелвардского пояса, которые передаются много веков, из поколения в поколение, от одного мастера к другому. Из двух нитей – красной и белой (причем красная нить должна быть шерстяной, а белая – чистого льна) плетется орнамент. На поясе размещается около пятидесяти сюжетов. Они последовательно перетекают от простого к более сложному, от мелкой форме к крупной. Среди элементов орнамента – ветвистые кресты, загзаги, свастики, ромбы.
Существует версия, что это не просто орнамент, а закодированные письмена далеких предков. На поясе содержится около 200 тысяч точек и содержится информация древних о космосе, мироздании, о жизни и смерти. Каждый пояс ткался для определенного человека и был совершенно уникальным. Мастер, владеющий Знанием, ткал пояс с именем его будущего владельца на устах и выплетал орнаментом весь его жизненный путь на фоне общего мироздания....
Лиелвардский пояс делится на 14 блоков. Первый из них – знак рыбы, вплывающей в реку жизни, следующий – знак приобщения человека к социуму, ближе к концу – символ перехода к духовности, символ мудрости, и, наконец, завершающий узор символизирует переход души в мир иной.
На Лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов.
В конце 19-века латышский исследователь, писатель, этнограф Андрей Пумпур первым сделал попытку расшифровать информацию, заложенную в латышском фольклоре. Его открытием стало то, что в орнаментах и легендах сокрыты сакраментальные знания.
В конце 70-годов 20 века эстонский художник Тэннис Винтс, будучи с научными изысканиями в перу и Мексике, нашел там пояса с орнаментом. Оказывается, орнамент поясов, найденных при раскопках в Центральной и Южной Америке, абсолютно повторяет орнамент Лилевардского пояса!. Похожий рисунок есть и у некоторых народов Африки. Он отвез пояс на Тибет, где его ждало совершенно ошеломляющее открытие. В одном из монастырей смогли прочесть фрагменты узора Лиелвардского пояса. Получается, что тибетские монахи и люди, жившие на земле Латвии много веков назад, имели единый язык при передаче сакральных знаний и глубинной информации!
В Советское время Латвийский режиссер Ансис Эпнерс (1937-2008) снял об этом событии удивительный фильм, научно-популярный фильм, который так и называется "Лиелвардский пояс".
Загадку Лиелвардского пояса пыталось разгадать не одно поколение исследователей. Не теряют надежду расшифровать древние письмена, зашифрованные в орнаменте, и современные ученые. Хотя есть и другая версия. Тайна Лиелвардского пояса уже разгадана, все письмена прочитаны. Но, так как человечество еще духовно не готово к информации, скрытой в его узорах, содержание орнамента держится в глубокой тайне. Как знать, как знать...

* для эссе использовались материалы из учебников по Итории, Культуре и Этнографическому Национальному Искусству народов Прибалтики

Археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей пример но начиная с VI в. н. э. По реконструкциям археологов, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала - «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных посто- лов, мужская одежда - из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. Украшения были близки по форме к тем, которые обнаружены археологами в Литве и Эстонии, однако в деталях и в отношении излюбленных форм существовали отличия даже на территориях различных объединений древнелатышских племен.

В период XIV-XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что после вторжения германских феодалов и связанного с этим ухудшения социально-экономического положения латышей значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII - первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды. Особенности их в известной мере восходили к различиям в материальной культуре отдельных племенных объединений, некогда населявших территорию Латвии. Натуральный способ ведения хозяйства и слабость культурных связей в период феодализма способствовали сохранению и развитию местных особенностей народной одежды. Лишь в середине XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма, расширением местного рынка и распространением в деревне фабричных тканей, создались условия для их нивелировки.

В латышском народном костюме можно выделить пять главных комплексов: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения одежды.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности латгалами и ливами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части - прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток (в отдельных случаях - в восточной части Видземе - воротник украшается цветной вышивкой); юбка - продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах-с пришитым лифом; наплечные покрывала - внллайне -белые, в некоторых районах с богатой вышивкой (например, крустпилсский тип). Девичий головной убор - красный венок, вышитый стеклянным бисером (в северной Видземе - красные шерстяные ленты для волос). Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей - русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая (в северной части Латгалии - белая) юбка, виллайне - крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала - «снатене» (snatene ). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние - полотенчатый головной убор (gal - vas auts ).

Третий комплекс аугшземский характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях - земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» (namats ), длинное полотенце, которым обматывали голову.

Распространение четвертого - земгальского - комплекса совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка - клетчатая или полосатая с особым браным узором («цветочным»); виллайне - с богатой тканой каймой, без вышивки; головной убор - шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки - сзади.

Пятый - курземский - комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии цо сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям.

Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой. Курземский комплекс одежды сохранялся особенно стойко, в некоторых районах - вплоть до середины XX в.

Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.

Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.

Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана - короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.

В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны; выделяются богатством отделки мужские кафтаны из окрестностей Мазсалац и Алуксне.

В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных - высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу - так называемую ратене (ratene ).

Выходя из дома, в любое время года, брали с собой перчатки, которые в холод надевали, а в жару затыкали за пояс.

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими ( slengene ) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Довязывание платка на шее - обычай сравнительно поздний, получивший распространение примерно в середине XIX в., причем на западе Латвии больше, чем на востоке.

Женская одежда, начиная со второй половины XIX в., а мужская еще раньше, заменяются одеждой, сшитой из покупных тканей по городской моде. Как исключение, можно привести пример Ницаской, Бартской, Руцавской и Алсунгской волостей, где народный костюм сохранился вплоть до первой четверти XX в.

Наиболее длительное и полное развитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды (носки, перчатки и др.).

Со второй половины XIX в. зажиточные крестьяне начинают подражать в одежде дворянам и богатым горожанам-немцам. Постепенно городское влияние проникает во все слои крестьянства. Все чаще для шитья одежды, в первую очередь праздничной, стали использовать ткани фабричного производства, покупные или полученные с фабрики в обмен на шерсть от собственных овец. Рабочая одежда и ткань для нее до недавнего времени изготовлялись дома. Распространению городской одежды способствовали оживленные связи с городом, куда уходила на заработки значительная часть сельской молодежи. По всей Латвии одежда городского типа приобрела определенные относительно устойчивые формы. Широко распространились длинные расклешенные юбки из серой или черной ткани с темными горизонтальными полосами, нашитыми вдоль нижнего края; блузки с длинными или полудлинными рукавами из однотонной или цветастой хлопчатобумажной ткани. В прохладную погоду носили облегающие фигуру шерстяные кофты со складками на бедрах и в верхней части рукавов. Такие же кофты носили пожилые женщины.

В одежде рабочих еще в начале XX в. имелось очень много крестьянских элементов. Это объясняется тем, что значительная часть рабочих, перебираясь из деревни в город, сохраняла домотканую одежду.

Вместе с тем народные костюмы стали использоваться на праздниках песни. Художники того времени пытались провести стилизацию этих костюмов, тем более, что почти на всей территории Латвии (исключая отдельные волости Курземе) народная одежда исчезла. Но модели, созданные художниками и опубликованные в печати, широкого распространения не получили.

В годы буржуазной республики материальное положение играло решающую роль в определении количества и качества одежды у разных слоев населения. В то время как богатые хозяева и члены их семей носили модное покупное платье, большая часть трудовых крестьян и батраки вынуждены были довольствоваться одеждой из домотканой льняной или полушерстяной ткани. Различия проявлялись и в головных уборах: если зажиточные хозяйки и их дочки шеголяли в модных шляпках, то малосостоятельные женщины и батрачки по-прежнему носили платочки.

В мужской одежде имущественные различия проявлялись в качестве материала и количестве предметов костюма; покрой был в общем одинаковым и у богатых, и у бедных.

В последние годы фашистской диктатуры роль народного костюма в формировании современной одежды чрезмерно преувеличивалась. В этот период делались обреченные на неудачу попытки пропагандировать псевдонародные костюмы из дорогих современных материалов, пригодные якобы в повседневной жизни.

В настоящее время проявления классовых различий в одежде исчезли, почти полностью стерлись и различия в одежде горожан и жителей сельских местностей.

В современной женской одежде на первый план выдвигается ее практичность и красота. Форма отдельных деталей одежды сообразуется с требованиями, связанными с трудовой деятельностью. Во многих отраслях производства используется спецодежда. Летом на работе молодые колхозницы носят клетчатые или цветастые платья из хлопчатобумажной ткани, реже - юбку с блузкой. Женщины пожилого возраста носят шерстяные или полушерстяные юбки темно-серого, синего или коричневого цвета, а также пестрые ситцевые кофточки. Среди пожилых женщин весьма распространены передники и головные платки. Молодые горожанки в последние годы часто носят пестрые хлопчатобумажные юбки и одноцветные блузки. Зимой преобладают одноцветные шерстяные или хлопчатобумажные платья. Верхнюю одежду для молодых и пожилых женщин шьют из одинакового материала: весной и осенью-из шерстяной ткани, летом и в дождливые дни носят плащи из импрегнированной хлопчатобумажной ткани.

Летом на работу сельская молодежь ходит без чулок, в спортивных туфлях - «теннисках», кожаных сандалиях, босоножках. В городах летом носят преимущественно босоножки и туфли, часто с чулками. Зимой в деревне носят покупные хлопчатобумажные чулки, шерстяные носки собственной вязки, в городе преобладают капроновые чулки.

Осенью и зимой колхозницы независимо от возраста носят резиновые сапоги и боты. Зимой девушки часто носят лыжные ботинки, а в городе - большей частью теплые ботинки.

Одежда городских работниц не отличается от одежды колхозниц, хотя в городе, естественно, несколько раньше осваиваются модные новинки.

В целом о будничной женской одежде можно сказать, что она подразделяется в зависимости от возраста и характера выполняемой женщинами работы. Платье большей частью покупают в магазинах или шьют на заказ в ателье.

Из практических и гигиенических соображений мужские рабочие костюмы в последнее время шьют из хлопчатобумажных тканей. У рабочих в сельских местностях, особенно у шоферов и трактористов, приняты хлопчатобумажные комбинезоны. Если позволяют условия труда, молодые мужчины носят на работе трикотажные спортивные рубашки, либо рубашки с короткими или засученными рукавами.

Мужские рубашки большей частью уже не шьются дома, а покупаются готовыми. Для рубашек используются различные материалы: хлопчатобумажная белая, полосатая или клетчатая, а также льняная или полушелковая ткани. Хлопчатобумажная ткань, как более дешевая и практичная, употребляется чаще, чем льняная и полушелковая. В последние годы в городах юноши носят рубашки навыпуск без пояса.

Мужчины пожилого возраста одеваются теплее и носят часто даже летом поверх рубашки толстые вязаные свитеры со стоячим воротничком, застегивающиеся спереди.

Мужская верхняя одежда - зимой пальто или полупальто из шерстяной ткани на вате, реже - полушубки, а в дождливое время - прорезиненные и брезентовые плащи.

Летом юноши даже на солнце работают с непокрытой головой; праздничным головным убором служит фетровая шляпа. Пожилые мужчины в теплое время года носят кепи (zokeicepuri ), у стариков иногда еще встречаются картузы. Горожане охотно носят береты и фетровые шляпы. Зимой мужчины вне зависимости от возраста и в городе, и в деревне носят меховые шапки.

Мужчины летом носят кожаные ботинки или туфли, а молодые - также и «тенниски». В редких случаях пожилые люди и дети носят галоши. Зимой на работе в лесу пользуются валенками и сапогами, а осенью и весной - резиновыми сапогами. Носки носят покупные, хлопчатобумажные или шерстяные, домашней вязки.

Высокий уровень материального благосостояния ярче всего проявляется в одежде, предназначенной для выходных дней, праздников и торжеств. Особенно показательна в этом отношении одежда молодежи. Юноши даже в будни, после трудового дня в колхозе или на заводе, отправляются на местные вечера отдыха и в кино в хорошо сшитых костюмах из высококачественной ткани фабричного производства.

Женскую летнюю выходную одежду большей частью шьют из цветастого шелка, узор и оттенок которого подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом.

Сельская молодежь следит за модой, поэтому вполне естественно, что праздничная одежда сельской молодежи близка к городской.

Женскую одежду обычно заказывают в районнах или рижских ателье мод, рабочую одежду и простые хлопчатобумажные платья шьют дома. В последние годы в связи с увеличением ассортимента и повышением качества готовой одежды население сельской местности все охотнее покупает ее.

В народных костюмах выступают участники коллективов художественной самодеятельности, певческих праздников. Старинный народный костюм служит неисчерпаемым источником мотивов современной одежды.

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. В наши дни традиционный народный костюм используется в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Народный костюм не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает его принадлежность к конкретному региону Латвии.

В истории народного костюма можно выделить два периода, каждый из которых характеризует его по-своему. Первый период - с VII по XIII вв. - известен как период «древней одежды». Второй период относится к XVIII-XIX вв., и его часто называют периодом «этнической» или «этнографической одежды».

Древняя латышская одежда (VII-XIII вв.)

Период древней одежды хорошо известен благодаря популярности в то время бронзовых изделий - колец, спиралей, брошей. В этот период мужчины и женщины носили одежду, изготовленную изо льна и руна, которые добывались в той же местности, а обувь и головные уборы изготавливались в основном из меха и кожи домашних или диких животных. При изготовлении применялось полотняное или саржевое переплетение. Большая часть одежды изготавливалась местными мастерами, в то время как по торговым путям из Скандинавии, России и Ближнего Востока поставлялись драгоценности.

Интересный факт: У одежды того времени не было карманов, поэтому одним из наиболее важных аксессуаров считался пояс или кушак. Он не только фиксировал одежду на теле, но и служил для переноски необходимых вещей, таких как кошелек, ключи или даже нож или емкость с водой.

Этническая латышская одежда (XVIII-XIX вв.)

Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.

Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742-1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета - синий, красный, желтый и зеленый.


В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой - длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.

Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.

Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.

Региональные различия

В Латвии можно выделить пять крупных регионов, в каждом из которых имеются характерные традиции, диалект и культура одежды: Видземе, Курземе, Земгале, Селия и Латгалия. Между регионами никогда не было четких границ, но всегда существовали культурные связи и обмен. Основные региональные вариации в костюме более ясно прослеживаются в женской одежде, например, в цветовой гамме, покрое, композиции и вышивке. Декор на шалях, варежках, носках и кушаках также различался в зависимости от региона.

Одежда в Видземе

Разноцветная юбка в различных вариациях была самым ярким предметом одежды жительницы Видземе. Характерным отличием одежды первой половины XIX в. были полосы, тогда как клетка стала популярной во второй половине века. В то время, когда полоска была предпочтительна, ею украшали даже мужские брюки и жилеты. Белые шерстяные шали были богато украшены вышивкой и в длину доходили до икр женщин. Белые праздничные шали скреплялись серебряными брошами, а накидки и шарфы никогда не прикалывали. В Видземе все замужние женщины носили головные уборы вытянутой формы обычно из белого льна; иногда поверх повязывался шелковый шарф.

Одежда в Курземе

Одежда жительниц Курземе отражает не только черты традиционных костюмов латышей и ливов (местных жителей), но и ближайших соседей - литовцев, эстонцев и поляков.

Именно во второй половине XIX в. костюм жительницы Курземе подвергся радикальным изменениям. Причина тому - появление ярких химических красителей. Сначала яркие полосы на одежде появились на севере и востоке Курземе, а костюмы ярко-красного цвета – на юго-востоке. Отличительной чертой ярких однотонных юбок был подол, покрытый орнаментом, иногда выполненный с применением тесьмы другого цвета. Таким же образом в некоторых частях Курземе среди мужчин и женщин была широко распространена традиция ношения бронзовых поясов, в то время как в прибрежных районах люди украшали свою одежду небольшими брошами с янтарем или нитями с нанизанными на них кусочками янтаря. По сравнению с другими регионами в костюмах Курземе чаще всего используются ткани фабричного производства - шелк, бархат, парча, а также стекло и металл.

Одежда в Земгале

Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.

Одежда в Селии (Аугсземе)

Одежда этого региона во многом напоминает литовский. Тем не менее, ее отличительной чертой является льняная рубашка в форме туники с вшитыми подплечниками. Данная особенность является древней традицией, неизвестной ни в одной из стран Балтии. Традиционная юбка жительницы этого региона была украшена вертикальными полосами с мелким орнаментом или разноцветной пряжей. Среди других мотивов были «елочка», зигзаги и переплетенная двухцветная пряжа. В костюмах этого региона также можно встретить юбки в яркую полоску или клетку, а также искусно выполненные белые шали, по краям богато украшенные вышивкой.

Одежда в Латгалии

В народном костюме Латгалии присутствует наибольшее количество мотивов разных народов (эстонцев, русских, белорусов, селов, литовцев). Юбки обычно были белыми с подкладкой, украшенной ярким орнаментом по нижнему краю. На юге региона льняные рубашки-туники имели более традиционный крой, иногда на зону плеча наносился очень узкий яркий орнамент. Юбка была украшена вертикальными полосами, выполненными с применением ярких натуральных красителей. Белые шерстяные шали этого региона Латвии можно отличить по их размеру и богато вышитому орнаменту синего, желтого, зеленого и красного цветов.

Отличительной чертой одежды Латгалии было широкое использование льна, из которого в качестве летнего праздничного облачения зачастую изготавливались шали и юбки. Крестьяне Латгалии редко носили одежду, изготовленную промышленным путем - обычно одежду шили дома. По сравнению с другими регионами в Латгалии большой популярностью пользовалась обувь из липового лыка или пеньки.

Латышский народный костюм в наши дни

В наши дни этнографические и древние костюмы можно встретить в Латвии при разных обстоятельствах. Большая коллекция этнографических и древних костюмов, а также их реплик, находится в Национальном музее истории Латвии . Самое большое количество национальных костюмов можно одновременно увидеть во время проведения всенародного Праздника песни и танца. Сегодня людей в народных костюмах можно увидеть, посетив представления фольклорного коллектива, хора или ансамбля народного танца.

Народный костюм в наше время является выражением чувства прекрасного, присущего нации, показывает ее умение создать орнамент и подобрать цвета, а также демонстрирует мастерство. Народный костюм символизирует исторические ценности и вековые традиции его изготовления и ношения, которые передавались из поколения в поколение.

Дополнительная информация:

© Иева Пигозне и Латвийский институт, 2015 г.; Фото © Латвийский институт; Evija Trifanova; Valters Poļakovs; AG; Latvian National Centre for Culture;

error: