Норвежский национальный костюм. Национальная одежда в Норвегии BUNAD. Свадебный костюм невесты

До позднего средневековья в Норвегии сохранялось удивительное многообразие форм и расцветок народной одежды. Едва ли не каждая горная провинция, отделенная от других хребтами, имела свой, отличный от других народный костюм. В позднем средневековье в Норвегию проник костюм общеевропейского типа, сначала в пригородные и прибрежные районы, а затем и в горные долины.

Как целый комплекс народный костюм уже столетие назад почти вышел из употребления. Но к концу прошлого века, когда в стране поднялось движение за возрождение норвежской старины, появились, в частности, вновь и старые местные типы сельской одежды - так называемый бунад (bunad ). Эта одежда, у женщин богато расцвеченная вышивками, отражающими, правда, стили и вкусы уже нового времени, стала современной праздничной сельской одеждой. Распространено несколько видов мужской народной одежды и до 150 вариантов женской одежды, причем ареал распространения этих видов охватывает юг и юго-запад Норвегии и они почти не встречаются в районах севернее Тронхейма.

В южной Норвегии и долинных районах Гюдбраннсдаля в летнее время в качестве праздничной мужской одежды носят короткие (до колен) штаны, красные свитеры, шерстяные чулки и толстые кожаные башмаки с пряжками.

В горных районах юго-западной Норвегии в праздники мужчины надевают костюм, напоминающий по своему виду комбезон. Это длинные суконные брюки, доходящие вверху до груди и удерживаемые сверху плечинами. Под комбинезон надевается белье, поверх него - рубашка, чаще всего белая, с широкими рукавами и узкими манжетами. Поверх рубашки и комбинезона носят цветной жилет, обычно красный с черной окантовкой по краям, с отложным воротником, а на него надевают светлую, чаще всего белую, суконную куртку со стоячим воротником, расшитым красно-зеленым растительным орнаментом. Так же расшито плечо вдоль проймы. Вся куртка по краям подрублена красной суконной полоской. Вероятно, в силу традиции и в городах детей дошкольного возраста одевают в цветные комбинезон- чики, а среди подростков комбинезон распространен в качестве будничного одеяния.

Среди бытующих теперь многочисленных форм женской праздничной одежды можно выделить два основных типа: костюм с сарафаном и костюм с юбкой. Однако обилие областных декоративных особенностей в каждом из этих типов настолько разнообразит варианты женских костюмов, что можно считать, что каждый фюлк, иногда даже каждая долина в южной Норвегии имеет свою совершенно своеобразную женскую праздничную одежду.

Современная повседневная одежда норвежцев мало отличается от костюмов горожан других стран Западной Европы. У норвежцев, как и у всех скандинавов, гораздо более, чем в других европейских странах, распространены шерстяные изделия: вязаные свитеры, джемперы, кофты, носки, чулки, шапочки.

Рабочие, крестьяне и рыбаки носят на работу шитую дратвой обувь из яловой или свиной кожи, которую обычно не мажут гуталином, а пропитывают жиром. Такую же обувь надевают на лыжные и туристские прогулки.

Своеобразен промысловый костюм рыбаков и китобоев - куртка и штаны из козьей или бараньей кожи. Нередко в качестве материала для рыбацкого костюма употребляют пропитанное олифой полотно, а для шляпы - брезент. На ноги натягивают высокие сапоги, на голову надевают круглую кожаную шляпу с широкими полями - зюйдвестку. Под верхней одеждой - шерстяное белье и свитер. У женщин, занятых на берегу на разделке рыбы, широко распространена в летнее время довольно легкая одежда: шорты, передник из непромокаемого материала, на ногах - туфли или ботинки, на верхней части тела нередко лишь бюстгалтер и косынка на голове. В прохладную погоду костюм дополняется брюками, блузкой с длинными рукавами и курткой из непромокаемого материала.

При работе в поле крестьяне покрывают голову шляпой и не носят ни куртки, ни блузы, а надевают рубаху, заправленную в брюки, с подтяжками поверх нее. Женщины работают в поле обычно с непокрытыми головами, платье прикрывают передниками. В будни же вне рабочего времени одежда крестьян мало отличается от одежды горожан, особенно рабочих, однако более, чем в городе, дополняется вязаными шерстяными изделиями: жилетами, шарфами, вязаными или ткаными поясами; женщины часто носят чепцы, нарядные передники с вышивкой, лентами или цветным бисером.

Пища

В будни норвежцы едят горячую пищу обычно два раза в день: до работы и после нее. Поэтому обед далеко не везде и не всегда оказывается основным временем еды. У крестьян, уходящих на полевые работы, главная еда - утром. У рыбаков, уходящих в море на ночь и день, главная еда - перед отплытием.

В городах и рыбачьих поселках обед обычно начинается мясным бульоном, а в сельских местностях - крупяным, мучным, картофельным, овощ- ным или рыбным супом.

Сладкие супы из фруктов - слив, яблок и груш - зачастую бывают третьим блюдом обеда. В качестве праздничного блюда едят молочный рисовый суп.

Одно из главных мест в меню норвежца занимает рыба. Такие виды рыбы, как треска и сельдь, дешевы и общедоступны. Наиболее распространенные рыбные блюда -вареная треска или соленая сельдь с картофельным гарниром, жареная треска, камбала или палтус, вареные креветки. Любимое национальное блюдо - клип- фикс. Это высушенная на скалах распластанная и обезглавленная треска. Ее берут с собой в дорогу рыбаки, пастухи и крестьяне. Едят рыбу также в копченом и вяленом виде. Дорогие сорта рыб, в частности лососина, осетрина и т. п., весьма редки на столе среднего норвежца.

В качестве второго блюда кроме рыбы едят мясные кушания (жаркое, шницели) или каши - ячневые, манные, овсяные. Это давние традиционные блюда. Пшеничная каша на сливках, так называемая флётегрёт (fL 0 tegr & t ), известна как одно из древнейших норвежских национальных кушаний. Оно распространено и в наши дни. Флетегрет - обязательное угощение у крестьян на свадьбе, обрядовый подарок роженице, основное блюдо при угощении соседей за помощь в хозяйстве.

Широко представлены в пище блюда из картофеля. Его едят вареным и жареным, как самостоятельное блюдо или в виде гарнира. Самым распространенным картофельным блюдом норвежцев является пюре с молоком. Едят также овощи и бобы.

Из жиров наиболее широко распространен сливочный маргарин. Сливочного масла рабочие и рыбаки потребляют меньше. Свиное сало едят в соленом виде с хлебом, на нем жарят картофель с луком, варят суп.

Широко представлены в пищевом рационе молочные продукты. С давних пор норвежский стол отличался разнообразием твердых вареных сыров, творога, брынзы. Особенно популярен сладкий козий сыр темно-кремового цвета. Чаще всего сыр едят с хлебом или булочкой, приготовленными в виде бутерброда. Стол норвежцев, как и других скандинавов, славится обилием различных бутербродов: с сырами, вареными и копчеными окороками, маслом, тушеным или вареным мясом, рыбьей икрой, медом, патокой, вареньем и т. д.

Из напитков излюбленный - кофе. Его пьют в завтрак, обед и ужин. Чай менее употребителен. Из хмельных напитков распространено пиво, которое в сельских местностях варят дома. В средние века был популярен хмельной напиток из меда - мет. Сейчас его иногда пьют на свадьбах в сельских местностях.

Хлеб в городской местности и для рыбацких поселков выпекают в пекарнях. Это кислый ржаной или пшенично-ржаной черный хлеб, а также белый пшеничный хлеб. Крестьяне пекут хлеб сами. Еще в конце прошлого века пекли исключительно пресный плоский хлеб в виде лепешек, нередко с отверстием посередине - флатбрёд (flatbed ). Тесто для флатбреда замешивали из ржаной или смешанной ржано-ячневой муки, иногда с добавлением овсяной или гороховой муки. Флатбред пекли на несколько месяцев. Хранили лепешки в кладовых нанизанными на шесте или на веревке. Такой хлеб брали с собой пастухи на сетеры, а крестьяне - на полевые работы. В наше время крестьяне, наряду с флатбредом, выпекают и кислый черный и белый подовый хлеб на несколько дней. Характерно для обоих видов норвежского хлеба - флатбреда и подового - примешивание в тесто аниса или тмина. Среди норвежцев и даже норвежек, особенно в городах, очень распространено курение табака. Курят сигареты, но среди рыбаков и крестьян популярны трубки.

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад – одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!


МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

Собираюсь в Финляндию, а сказ пойдет про Норвегию. Так бывает:)

***
Интернет магазин Quelle решил провести исследование и рассказать своим читательницам о культуре платья, национальных костюмах разных стран мира. Возможно, вы давно мечтали одеваться в индийском, шотландском стилях, но что-то вас всегда останавливало. Сегодня речь пойдет о Норвегии.
Норвегия раскинулась на западной территории Скандинавского полуострова. Неспроста эти земли древние скандинавы прозвали «путь на север», ведь месторасположение страны и климат, царствующий здесь, целиком и полностью соответствуют этой фразе. К тому же вся местность Норвегии покрыта горами и фьордами. Разумеется, природа не может не оказывать влияния на менталитет народа, моду и многое другое.


Национальный костюм Норвегии известен во всем мире и носит гордое название «бюнад». Как он вошел в культуру северного народа? Промышленная революция, выпавшая на конец девятнадцатого века, значительным образом повлияла на рынок, в результате чего в продажу поступила дешевая ткань, из которой люди могли себе сшить традиционные костюмы. И, к сожалению, старая одежда все больше приходила в негодность и грозила полным исчезновением. Поэтому представители Романтического движения решили запечатлеть в документах и рисунках старые национальные костюмы, чтобы они не канули в небытие. Их труды не остались незамеченными. Первыми, кто поддержал это стремление сохранить историю, стала буржуазия, которая нашла в костюмах своей Родины некое очарование, привлекательность и красоту. Они начали надевать национальное одеяние на разные торжества, продвигая его в массы. Удачным стечением обстоятельств стало и обретение Норвегией независимости, тем самым подняв самосознание и гордость жителей этих территорий. И именно тогда в национальный костюм снова вдохнули жизнь.

Бюнад представлял из себя полное облачение с ног до головы: юбка, украшенная вышивкой блуза, жилет, жакет, головной убор, чулки и обувь. К слову сказать, некоторые виды бюнада представляют из себя цельное платье. Со временем на его частях стало появляться все больше украшений, вышивки и аппликаций. Наряд обозначил приверженность народа к традициям и в то же время подчеркивал их индивидуальность и необычность. В настоящее время бюнад есть в гардеробе почти каждой жительницы Норвегии, и его видов насчитывается около двухста. Если вам посчастливиться оказаться в этой стране на 17 мая, вы удивитесь, какими разнообразными могут быть бюнады, и вообще останетесь под большим впечатлением от обилия костюмов на улице. Хотя эта одежда считается универсальной для многих видов празднеств: начиная от свадьбы и заканчивая крестинами.

Разумеется, есть люди, которые больше других чтут традиции (традиционалисты), они утверждают, что бюнад не должен надевать иностранный гражданин, ровно, как и житель Норвегии определенной территории не должен облачаться в одеяние других частей страны, ведь для определенного поселения характерны свои орнаменты, цвета. Интересен тот факт, что большинство бюнадов сохранились еще в своем первоначальном виде, лишь некоторые из них претерпели какие-то реконструкции.
Но как же выглядят идеальные одежды современной норвежской девушки?

Дело в том, что яркие детали присутствуют преимущественно только на бюнаде, подчеркивая тем самым его яркость и значимость. Поэтому норвежский стиль спокойный, монохромный и комфортный. Если вы хотите соответствовать этой холодной стране и, чтобы при взгляде на вас окружающие чувствовали свежесть и безмятежность фьордов Норвегии, воспользуйтесь несколькими советами.
Во-первых, соблюдайте минимализм при составлении своего образа. Норвежцы не любят в повседневной одежде экспериментировать с кроем и фасоном. Поэтому придерживайтесь классических моделей.
Во-вторых, отдавайте предпочтения спокойным, монохромным цветам.
Как правило, жители Норвегии не любят принты, но если и рискуют разбавить им свой образ, то делают выбор в пользу клетки, полоски и горошка. Вы можете купить красивое платье в морском стиле, накинуть сверху тренч цвета кэмэл и отправляться на покорение Осло.

Разумеется, в силу того, что погода в этих землях не очень радует жителей теплом и бесконечными солнечными днями, норвежцы отдают предпочтение качественным и комфортным вещам. Поэтому так важно или другой элемент гардероба из натуральных тканей: хлопка, шелка, шерсти и др. Многие магазины и в том числе интернет предоставляют людям возможность за разумную плату приобрести качественные товары.
Для норвежского стиля характерна многослойность, опять же в силу климатических условий. Поэтому часто можно увидеть на фотографиях с улиц Осло девушку в джемпере, кардигане, куртке и сверху с завершающим штрихом – хомутом.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НОРВЕГИИ.
Часть третья: НОРВЕЖСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Вообще говоря о Норвегии, нельзя не остановиться на традициях.

Норвежский флаг. Норвежцы патриотичный народ. Буквально каждый пятый дом имеет флагштанг с норвежским флагом. Рождественскую елку, праздничный стол, свадебное шествие - все украшают флажками. Интересна сама история норвежского флага. Норвегия 400 лет находилась в союзе в Данией и рассматривалась, как единое государство. Затем был 100-летний союз с Швецией, и только в 1905 году, страна получила независимость. Норвежский Парламент пригласил на царство Датского принца Карла, который принял в Норвегии имя Хокон. Встал вопрос и о национальном флаге. Норвежцы хотели иметь всей флаг, но в то же время хотели, что бы этот флаг подчеркивал их датские корни. И тогда взяли за основу датский флаг, белый крест на красном фоне и провели по центру этого креста синие полосы. Вот и получился синий крест в белом и все это на красном фоне.

Несколько слов о норвежском костюме:

Норвежский национальный костюм. Это было, наверное, то, что больше всего поразило меня в Норвегии. Я всегда интересовалась различными костюмами различных стран и эпох. По-моему, через костюмы можно очень многое понять о стране и о времени. Во все времена женщины любили украшать себя и делали это всеми возможными способами. И конечно, одежда играла огромную роль в любом обществе. Не даром у нас говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. К сожалению, русский костюм почти не сохранился и мало кто знает, какой костюм использовался в какой области России. А норвежцам удалось сохранить эту культуру, они носят костюмы по месту рождения. Поэтому мне очень захотелось немного рассказать об этом.

Я приехала в Норвегию в конце апреля. 17 мая - национальный день Норвегии. Я была просто потрясена! Все женское население страны, от 3 лет до 80, одело национальные костюмы. Каждая область (фильке) и каждая коммуна имеет свой костюм. Они очень красочные, украшены богатой вышивкой. Костюм состоит из белой блузки, шерстяной юбки и жилетки. Мужские костюмы тоже встречаются, но не так часто. На мой взгляд, самый красивый костюм - из Телемарка. Норвегия лютеранская страна и все дети в 15 лет проходят конфирмацию (церковный обряд совершеннолетия). Обычно, родители шьют для девочек национальный костюм для конфирмации. Это очень дорого 2-3 тыс. долларов, потому что костюм украшен серебром и это ручная работа. Часто одевают костюм на свадьбы, конфирмации, всякие торжественные праздники.

Норвегия долгое время (400 лет) находилась под унией Дании. Датчане старательно изживали все норвежское и пытались изменить народ. Яркая одежда была запрещена. Поэтому отдушиной для народа оставался народный костюм. Его расшивали и украшали, по костюму могли судить о ловкости женщины к рукоделию. Да и много всего. Так как страна северная и холодная, то костюм состоит из плотной шерстяной юбки, такой же жилетки и блузки. Еще полагается накидка или платок, которые используют в холодное время. Юбка часто двойная, нижняя из тонкой шерсти или льна + верхняя. Часто встречаются многослойные юбки. Например в Телемарке, на юбку одевают еще что-то типа передника, украшенного богатой вышивкой. Жилетка скрепляется серебряной цепочкой и вместо пуговиц на блузке тоже используют серебряные запонки. Так же полагается брошь и пояс из серебряных бляшек. Все серебро богато инкрустировано, украшено подвесками. Блузка льняная и тоже с вышивкой. Мужской костюм состоит из панталон до колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно вышит, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии не так широко используются, как женские. Для женщины просто необходимо иметь национальный костюм. 17-го мая на улицах только редкие исключения одеты в обычную одежду. Но даже обычную одежду многие стараются подбирать с учетом цветов норвежского флага (красто-сине-белую). Лучше всех рассказов говорят фотографии. Областей в Норвегии великое множество и каждая имеет свой костюм. Я постаралась выбрать самые типичные и из всех регионов. Север, юг, запад и восток Норвегии представлен в этой фото-серии.

Вестфолд Ауст-Агдер Телемарк

Бюскерюд

........ Хордалан
Оппланд Согн Трумс
Не многие знакомы с географией Норвегии поэтому даю небольшое разъяснение.
Вестфолд - восточная (а Остфольд - западная часть) берега Осло-фьорда. (Осло)
Ауст-Агдер - это юго-запад Норвегии (Кристиансанд)
Телемарк - юг
Бюскерюд - это юго-восток (Драммен)
Хордалан - средняя прибрежная часть Норвегии (Берген)
Оппланд - центральная, не прибрежная часть (Хаммар)
Согн - тоже недалеко от Бергена, средняя часть
Трумс - север (Трумсё)

Норвежский язык тоже очень своеобразный. Во-первых, их два: ни-и-ношк и букмоль. Букмоль основан на датском языке и более распространен на юге страны. Ни-и-ношк основан на диалектах. Каждая область имеет свой диалект. Особенно отличается город Берген. Его жители даже считают себя жителями отдельной страны. Говорят - "Я не из Норвегии, я из Бергена". Мы с мужем были на семейном празднике, собралось более 70 человек. Это была золотая свадьба его тети. И там подняли тост за новых иностранных членов нашей семьи. Это были: я - из России, одна девушка из Америки и еще одна из Бергена. Ее тоже назвали, как иностранку. Семейные связи очень крепкие. Обычно, на свадьбу собирается 60-70 человек. Наша свадьба на 20 человек считалась очень скромной. И даже если нет особых денег, тогда угощают только кофе и свадебным тортом. Ведь главное - не еда, а общение. Меня так часто спрашивали о русском костюме, что даже пришлось его сшить.

О норвежских мужчинах. Можно еще много рассказывать о этой замечательной стране, но всего все равно не расскажешь. Я хочу еще отдельно сказать о норвежских мужчинах. Они очень надежные партнеры, отличные мужья и отцы. Никакая работа в доме не делиться на женскую и мужскую. Меня просто потряс случай с норвежским наследным принцем. Здесь право на отпуск по уходу за ребенком имеет не только мать, но и отец. Первые 4 недели ухаживают за новорожденным оба родителя. А как же! Ведь женщина после родов еще слаба и ей требуется помощь. Король сейчас серьезно болен и его функции выполнял наследный принц. Но когда у него родилась дочь, он ушел в отпуск, невзирая на полемику в газетах и осуждение Парламента. Он считает, что самое важное для него - это семья. Каждый день его ребенка бесценен и не повторится, поэтому он должен быть с ними. И это характеристика для всех мужчин Норвегии. И это не совсем правда, что жен по Интернету ищут только те, у кого есть какие-то проблемы. Норвежские женщины не хотят замуж, им и одним хорошо. Поэтому мужчины вынуждены искать себе пару в других странах. Конечно, тот, кто мечтает о соболях и бриллиантах их вряд ли здесь получит. Но хорошую семью, уважение и любовь здесь найти можно. Я знаю тому множество примеров. Приглашаю всех приехать в Норвегию, страну викингов, толлей и фьородов. Тут есть что посмотреть и где отдохнуть. Спасибо всем, кто прочел мой рассказ об этой удивительной стране.

ОЛЬГА (НОРВЕГИЯ)
[email protected]

НАЧАЛО СТАТЬИ О НОРВЕГИИ

ПРЕДЫДУЩИЕ ПИСЬМА ОЛЬГИ ИЗ НОРВЕГИИ:
О правилах оформления документов для детей
Я прочитала письмо Ирины из Англии по поводу детей мужа
Ответ на письма Марины и Елены
Как вывезти ребенка?
О письмах Натальи (Норвегия) СЛЕДУЮЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ РУБРИКИ ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА WWWoman:

НАТАЛЬЯ ТКАЧЕНКО (США):
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В АМЕРИКЕ, ИЛИ КАК ЕЕ ИСКАТЬ...
***
ТАТЬЯНА ТВЕРДЕНКО (ЯПОНИЯ): НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА. ЦИКЛ РАССКАЗОВ О СУДЬБЕ ТРЕХ ЯПОНСКИХ ЖЕН-РОССИЯНОК ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА НА ТЕМУ НОРВЕГИИ :
Ольга Колышева: Моя история о поисках заграничного принца
Ирина Шестопал: Неверный муж
Малина
Проблемы из-за бывшей жены моего мужа и его дочери-1
Проблемы из-за бывшей жены моего мужа и его дочери-2
Юлия: История любви и жизни
Наталья Копсова (Осло): Будущее Норвегии - неужели в XXI веке национализм опять поднимет голову?
Елена: Ответ на письмо Ларисы из Норвегии ("Мужские комплексы")
Ирина Шестопал: Некогда я была молодой, красивой и жила в России
Лариса:
Ирина: По поводу письма Ольги из Норвегии об изучении норвежского языка
Ольга:
Хочу предупредить всех, кто собирается замуж в Норвегию и имеет детей
О письмах Натальи (Норвегия)
Елизавета:
Цель моего письма - предупредить
Ответ на письмо Лены, Россия ("Замуж за француза")
Елена: Я прошу Вас, люди, будьте бдительны! (О письме Елизаветы, Норвегия)
Наталья Копсова (Осло):
Некоторые размышления о будущем России
Любовники нашей с вами мечты
О любви, о счастье и обо всем, что важно
Отцы и дети - скандинавский вариант
Построение коммунизма в отдельно взятой Норвегии
О равенстве, любви и одиночестве
Путешествие в Рай и из Рая
Наташа: О знакомстве с норвежцем
Марина К. Шай (Ставангер):
Галопом по Европам
Мой американский одноклассник
Советы уезжающим в Норвегию (ответы Наташе)
Моя весна

error: